Рассуждая о продвижении товаров и услуг в социальных медиа, не могу не согласиться, что блогу и блогосфере уделяется в этом процессе значительное место. Блог – удачный инструмент для организации, который помогает рассказывать о своих услугах и стать ближе к потребителю, войти с ним в тесную взаимосвязь и привлечь его к совершенствованию качества предоставляемых услуг.
Изучая возможности управления знаниями в библиотечном деле, именно социальные медиа дали мне возможность понять, насколько важно в современной реальности для библиотеки вовлекать пользователя в производство непосредственных библиотечных услуг, в совершенствование библиотечного продукта, в увеличение знания, принадлежащего библиотеке. И для многих информационно-библиотечных организаций, активно развивающих свою клиент-ориентированность, наличие активного блога в сети Интернет является своего рода лакмусовой бумажкой, позволяющей внедрять два-нольные технологии и проверять правильность выбранного вектора.
Но интернет также представляет множество других возможностей для людей, работающих в библиотеке. И частный блог библиотекаря чаще всего направлен не столько на информирование жителей сети о своих достижениях, сколько является попыткой формализовать возникающие мысли, чтобы затем они преобразовались в новые идеи или проекты.
Великий русский культуролог Юрий Михайлович Лотман, раскрывший для современной культуры понимание коммуникации, показал особую ценность зафиксированного в тексте послания для создания новой информации и знания.
Когда автор формулирует свои мысли в письменном тексте, он, как и в любом процессе коммуникации, «кодирует» сообщение в форме языкового сообщения. Но воспринимаем мы не просто слова, но все, что к ним привязано в культурном, временном и пространственном контексте. Поэтому, воспринимая (прочитывая) свой собственный текст через некоторый промежуток времени, автор декодирует его, привнося в него новый смысл, что позволяет рождать новую информацию, идею, новое знание.
Этот процесс, называемый Лотманом автокоммуникацией, для меня и является основной личной задачей в ведении блога на библиотечную тематику.
Наличие комментариев, обсуждаемость, посещаемость сайта в таком целеполагании меняет свое значение, многие записи, которые автор еще не готов пустить в обсуждение, остаются подзамочными и служат для развития только написавшего их автора.
Такое поведение вполне оправдано, когда речь идет о нежелании делиться пока непроработанной идеей, авторство которой необходимо закрепить за собой. Но чаще всего – это боязнь встретиться с осуждением, непониманием, тяжелыми дискуссиями. Но и здесь блоггера может обнадежить Ю.Лотман, говоря, что «полезным свойством оказывается не легкость, а трудность восприятия, поскольку именно она связывается с наличием в сообщении «чужой» позиции» [Лотман Ю.М. Динамическая модель семиотической системы. // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т.1. Таллинн, 1992. – С.101.].
Чем больше мы встречаем непонимания и сложности в общении, тем больше шансов открыть для себя в этой дискуссии новое, продуктивное знание, которое было недоступно при самостоятельном рассуждении, потому что оно приходит к нам от носителя другой культуры, другого опыта, другого мировоззрения. Вы наверняка замечали, что даже в дискуссиях с жесткими троллями достаточно часто рождаются более отточенные формулировки, открываются новые аспекты обсуждаемого, в споре рождается истина.
***
После такого введения будут понятны мои ответы на поставленные вопросы:
• Насколько изменились цели и задачи, которые Вы ставили перед собой перед стартом проекта (целевая аудитория, обсуждаемая тематика, формы подачи материала и пр.) по отношению к тому, что фактически получилось и развивается?
Практически не поменялась, но с появлением некоторого пула постоянных читателей, я естественно стала задумываться о том, что было бы интересно увидеть тем, кто заглядывает на мою страницу. Разделение аудиторий было одной из важнейших причин, почему я стала вести несколько аккаунтов – моим университетским друзьям не интересны мои рассуждения о библиотечных проектах, как и библиотекарям вряд ли будут нужны новости из моей личной жизни.
• Чей опыт был для вас примером, когда вы создавали свой блог, какой пример считаете наиболее успешным сегодня?
В ЖЖ меня привела подруга – мне хотелось быть в курсе событий ее жизни. Надо было искать новых друзей, и я напала на активных екатеринбургских библиотекарей: Библиотечная Кошка и Мышь библиотечная. Кошка собирала ссылки на интересные штучки, связанные с библиотечным делом, и мне это понравилось. Так родилось название моего блога. А Мышь много писала о библиотечной деятельности, и это вдохновило меня, уже тогда задумавшейся о необходимости библиотековедческого осмысления происходящих изменений. Позже примером для меня стала Библиотекарша.
Этих блоггеров я и сейчас считаю успешными, хотя если говорить об успешных проектах, то к ним скорее относятся блоги библиотек. В моем Google Reader примерно 50 библиотечных блогов на русском языке и 20 на английском, и мне кажется, что я все равно не всех интересных и успешных авторов успеваю увидеть…
• Как формируете контент? Как часто предлагаете новый материал (какую периодичность обновлений считаете наиболее оптимальной, чтобы не терять интерес аудитории и не быть навязчивыми)?
Наиболее «клиенториентированный» контент в моем блоге представлял собой репортаж с прошлогодней Крымской конференции. Я поставила себе целью попытаться как можно больше новых идей зафиксировать. Поскольку писать ручкой мы уже разучились, я «конспектировала» во время выступлений в твиттере, а по вечерам собирала из микросообщений небольшие обзоры, сопровождаемые фоторепортажами (чтобы не забыть, кто как выглядит). Такая форма заметок оказалась чрезвычайно востребованной читателями блога, но она же является и самой ресурсоемкой, в первую очередь с точки зрения личностного ресурса, жесткой ограниченности во времени и необходимостью быть включенным в рабочее состояние до 20 часов в сутки. Поэтому строить на этом формате всю концепцию блога мне кажется нереальным, но я всегда признательна всем тем библиотекарям, которые ведут трансляции с конференций, позволяя нам следить за трендами библиотечных обсуждений.
• Как продвигаете свой блог? Какие материалы наиболее востребованы, какая тема имела наибольшее количество обсуждений?
В настоящее время большинство обсуждений переходит в Facebook. Даже если дается ссылка на публикацию в блоге, где можно авторизоваться с помощью аккаунта социальных сетей, читатели предпочитают комментировать в социальной сети. На мой взгляд самые интересные дискуссии возникали в группе «Неконференция библиотечных блоггеров».
• Каким образом вы оцениваете эффективность публикаций в блоге?
Если по итогам публикации родилась публикация в бумажном журнале, или был реализован проект, ну или просто случилось маленькое «личное» открытие – публикации были эффективными.
• Что мешает, на ваш взгляд, развивать проект более успешно?
Как и для любой успешной деятельности работа по ведению блога должна быть постоянной и размеренной.
• Каков бюджет проекта?
Библиотечные штучки не являются проектом для личного позиционирования, поэтому затраты на его поддержания я включаю в стоимость других проектов (например, фотоблога).
• Сколько времени уделяете поддержанию блога ежедневно?
Это зависит от вдохновения.
• Какое значение вы придаете социальным медиа в развитии библиотек и книжного дела сейчас и в перспективе?
Социальные медиа – это хороший инструмент, позволяющий библиотекам и книготорговцам «дотянуться» до своего пользователя через Интернет, примелькаться ему, стать авторитетным экспертом и пр. Но еще важнее перенести эту методологию в оффлайн и искать различные способы стать ближе и доступнее обычному человеку, быть важной опорой в реальной жизни, и обращаться к потенциальным пользователям библиотек через все возможные источники коммуникации: компьютер, телефон, телевизор, радио, социальная инфраструктура… Но это уже тема для другого обсуждения.
(Рассуждения подготовлены в рамках ответов на вопросы журнала «Университетская книга«)
Очень интересно!