Четвертое заседание интеллектуального клуба «Как пройти в библиотеку»

Традиция раз в месяц приходить на встречи интеллектуального клуба «Как пройти в библиотеку» становится признаком хорошего тона у библиотекарей Москвы. Ведь каждый раз это дискуссии на острые темы (прерываемые иногда жалобами на то, как сложно работать в условиях современного законодательства), а подчас и раскрытие интересных городских библиотечных проектов, которые наверняка повлияют на библиотечную жизнь всего мегаполиса.

Из анонса:

Интеллектуальный клуб «Как пройти в библиотеку» — это дискуссионная площадка, где судьбу библиотек обсуждают библиотекари, журналисты, ученые, представители книжного бизнеса, новые городские профессионалы.
Все те, кто готов обсуждать пути трансформации библиотеки в условиях стремительно меняющегося мира, ее предназначение и социальные роли в пространстве мегаполиса.
Те, кто готов помочь библиотеке стать открытой, комфортной, востребованной и «умной». Центром притяжения горожан и городских сообществ. Одной из ключевых и ярких точек новой городской культурной среды.
Те, кто знает, от чего библиотека и библиотекарь должны избавиться раз и навсегда. С чем из культурно-исторического и профессионального опыта им необходимо расстаться.

Тема заседания: «Что такое «эффективная библиотека?»
Специальные гости Клуба: — создатель и идеолог книжных магазинов «Фаланстер» Борис Куприянов и известный социолог Любовь Борусяк (Высшая Школа экономики)
Заседание ведет культуролог Андрей Лисицкий.

Вопросы для обсуждения:

  • Что такое «эффективность» деятельности библиотеки и каковы должны быть ее параметры?
  • Как и насколько различаются представления сотрудников библиотек, представителей власти и различных сообществ об «эффективной библиотеке»?
  • Каковы должны быть реальные результаты деятельности библиотеки с точки зрения различных групп горожан (студенты, субкультуры, молодые семьи, социально-активные пенсионеры и пр.)?
  • Какие требования эффективности предъявляет к библиотекам власть и как это влияет на деятельность?
  • Как можно измерить эффективность библиотеки. Кто должен это делать?

Борусяк Любовь Фридриховна, доцент Кафедры интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ, специалист в области социологии, в том числе СМИ и рекламы (подробнее можно почитать на сайте НИУ ВШЭ), рассказала о своем видении подходов к решению проблемы оценки эффективности.
По ее мнению, в первую очередь, когда мы говорим об эффективности, подразумевается эффективность экономическая. В социальной сфере представить эффективность намного сложнее.
Эффективность это удовлетворение потребностей субъекта. Но встает вопрос кто именно выступает в роли этого субъекта?

В обществе нет четкого ожидания, не существует пока что зафиксированного представления о том, что именно надеется общество получить от библиотек. Ситуация аналогична классике рекламы: «нельзя продать, пока нет потребности, но потребность можно создать«.

Другим субъектом, заинтересованных в деятельности библиотек является государство, которое платит. Но ответить на вопрос чего оно хочет от библиотек получить хочет — пока не может. теоретически одним из запросов к библиотекам могут стать такие темы, как воспитание национального патриотизма, или другие направления, которые будут зафиксированы в официальных программах стратегического развития. Но в настоящее время это не формализовано.
Вспоминается эпоха Просвещения, когда можно было поставить единую цель. Сейчас это невозможно. И библиотеки каждая стремиться поставить свою цель. Если библиотека работает с массами, она теряется, если работает с группами — становится более интересной. Но при работе с разными группами для определения эффективности от работы будут использоваться самые разные критерии, и невозможно выделить одинаковые показатели.

Еще заинтересованные субъекты — интеллектуальные элиты, те группы, которые вносят в общество смыслы. Они, ощущая интеллектуальный разрыв, как и в эпоху Просвещения, стремятся его преодолеть, используя для этого все возможные каналы дистрибуции информации. Они ощущают себя носителями культуры, которые надо нести в массы, и библиотека для них — возможный канал такой коммуникации.
К сожалению, современная открытость общества изменила парадигму коммуникации, и иерархическое взаимодействие, которое подразумевается при такой подаче культурной информации, перестало восприниматься современным человеком, причем в СМИ такая тенденция наблюдается наиболее ярко (что демонстрирует расхождение между вербализированными предпочтениями и показателями рейтинговости каналов).Современный потребитель информации требует создания субъект-субьектных отношений, а не отношение к читателю как к объекту.

Ситуация нечеткого артикулирования со стороны потенциальных заказчиков ставит задачи перед библиотечным сообществомсамим определить по разным группам разные критерии эффективности.

Любовь Борусяк выступила с предложением провести исследование экспертного сообщества и разработать опросник по разным фокус-группам на примере 5-6 разных библиотек, в котором проанализировать как представлять читателей, как предоставлять запрос и т.п.

Вторым приглашенным экспертом выступил Борис Александрович Куприянов, российский издатель и публицист, один из соучредителей книжного магазина «Фаланстер» в Москве, программный директор Международного московского открытого книжного фестиваля и член экспертного совета Международной ярмарки интеллектуальной литературы «Non/fiction», а также один из разработчиков идеологии реформ, инициированных Правительством Москвы в библиотечной среде.

Борис Александрович считает, что «ставить задачу перед библиотеками должен не библиотекарь, так же как и ставить задачу перед поваром — не повар«. Этот вывод согласуется с мнением руководителя департамента культуры Москвы С.А.Капкова — «заказчиком услуг библиотек являются москвичи».
К сожалению, современные библиотеки Москвы превратились в корпорацию, и все вопросы решают как огромная замкнутая корпорация. Для того, чтобы преодолеть кризис эффективности, необходимо снять ограничения и впустить в сообщество новых экспертов. Только когда возникнет новое понимание и станет возможно определить, для кого работает библиотека.

Как опытный книготорговец, Борис Куприянов отметил, что существует несколько стратегий, как продавать книги:
1. Удовлетворять запрос читателя, идти у него на поводу
2. Формировать своего читателя, как это делает, например, «Пиотровский» — книжный магазин в Перми, открывшийся в 2010 году и превратившийся за несколько лет в культурно-образовательный центр. Уникальный магазин, который пошел на риски и воспитывают читателя, формирует его вкус. решение принимается так же, как и на телевидении — формировать вкус или его обслуживать.
Какова эффективность у учреждения, которое ставит своей целью формирование вкуса — совсем не ясно…

Не смогли собравшиеся обойти вниманием и интерес к новому учреждению Москвы — «Московский городской библиотечный центр». Борис Куприянов рассказал собравшимся, что он действительно имеет отношение к разработке концепции функционирования этого центра, и в случае благоприятного исхода событий, возможно будет работать в должности заместителя директора этой организации.
Этот центр не будет заниматься проблемами центральных городских библиотек, а только централизованными библиотечными системами. Исследование, проведенное правительством Москвы летом прошлого года, выявило много проблем в ЦБС.
Основная проблема — нет единых стандартов работы, обслуживания, часов работы, организации пространства. Центр не предполагает организовать все ЦБС с одним лицом, но разработать общий подход к решению проблемы, выработать стратегию и разработать методики и механизмы решения.
Кроме того, Центру была поручено решение задачи создания единого каталога (не затрагивая каталоги больших библиотек, в которых эта проблема решена)
Одна из важнейших задач — оптимизация комплектования. По мнению экспертов, участвовавших в исследовании библиотек, в современных условиях не эффективно приобретать весь объем комплектования у одного-двух поставщиков, так как это ставит в условия завышенной цены, и на тот же объем финансирования можно было бы приобрести в два раза больше литературы по оптимальным ценам. При централизации выполнения этой задачи достигнуть эффективного решения проблемы комплектования будет намного проще.
5 центральных городских библиотек будут продолжать комплектоваться самостоятельно.