Открытие Дома Пашкова

На прошлой неделе я пропустила ряд важных событий в жизни Российской государственной библиотеки. Одно из важнейших – открытие для читателей залов отдела рукописей и нотно-музыкальной литературы в отреставрированном Доме Пашкова.

Этому событию было посвящено много телевизионных сюжетов, например самый любопытный – на канале Россия.

Любопытен он своими ляпами.
Так, например, уникальный (такого еще нигде не было): “Чета Румянцевых часто давала здесь балы” или “Николай Петрович сам расставлял здесь книги”.
Дело в том, что Николай Петрович Румянцев, создатель библиотеки, провел основную часть жизни в Санкт-Петербурге, в доме на Английской набережной (сейчас там музей истории города), где и собрал свою уникальную коллекцию. После его смерти его брат, Сергей Петрович Румянцев-Задунайский, уговорил перевезти завещанную “Отечеству на благое просвещение” коллекцию в Москву, поскольку в Петербурге уже были библиотеки и музеи, а Москва пока отставала. И по решению Императора музей был перевезен и размещен в Доме Пашкова, переданном государству чуть ранее. Так что получается, что ни чета Румянцевых, ни сам Николай Петрович, к сожалению, к этому дому прямого отношения иметь не могли. Хотя с точки зрения телевизионной картинки конечно получилось эффектно. Но – никакой исторической правды.

Есть много других легенд о Доме Пашкова (например, про Наташу Ростову), но они не настолько вопиющие 🙂

2 Comments

  1. А легенду про Наташу Ростову можно узнать? Обожаю городские легенды 🙂

    1. Считается, что Толстой описывал Дом Пашкова как дом, в котором проходил первый бал Наташи Ростовой. Но на самом деле это мало вероятно, так как под это описание подходят больше другие особняки в Москве. Единственная достоверная литературная ассоциация – это Воланд на крыше Дома Пашкова 🙂

Комментарии запрещены.