Искусственный интеллект в стратегии академических библиотек

Хочу поделиться интересным исследованием, опубликованном в The Journal of Academic Librarianship, Volume 49, Issue 6, November 2023, статья № 102772:

Искусственный интеллект в стратегии академических библиотек в Великобритании и материковом Китае (Artificial Intelligence in academic library strategy in the United Kingdom
and the Mainland of China).

Статья написана тремя соавторами Yingshen Huang (Китай), Andrew M. Cox (Великобритания), John Cox (Ирландия), которые проанализировали 50 стратегий лучших университетов (согласно мировому рейтингу QS) и их библиотек (по 25 из материкового Китая и Великобритании) на предмет упоминания искусственного интеллекта (ИИ), машинного обучения (МО) и связанных с ним технологий. Это одно из первых исследований, посвященных изучению текущего статуса искусственного интеллекта, применяемого в академических библиотеках как отрасли, и сравнению международного опыта.

Явное упоминание искусственного интеллекта и связанных с ним технологий редко встречается в стратегических планах университетов Великобритании, но большинство китайских университетов упоминают их в связи с разработкой новых специальностей и исследовании технологий. Хотя несколько библиотек уже внедрили приложения на основе ИИ или заявляют, что они «умные» или «интеллектуальные», большинство стратегических планов или программ академических библиотек не уделяют особого внимания ИИ. 

Ниже предлагаю свой обзор наиболее интересных выводов, подготовленный с помощью автоматического переводчика, и немного адаптированного мной при прочтении и сравнении с английским текстом.

ИИ в библиотеках

Анализ показал, что 19 библиотек имеют стратегические планы, из которых 15 планов являются официально опубликованными документами, а 4 плана – в форме концепций или программ. Поиск по ключевым словам показал, что ни в одном из стратегических планов не упоминается ИИ/МО. 

18 библиотек уже внедрили приложения ИИ или предлагают услуги ИИ, точнее, некоторые интеллектуальные услуги, в том числе 2 в Великобритании и 16 в Китае. 

Рис. 1. Сервисы ИИ в университетских библиотеках

Как показано на рис. 1 , существует 9 библиотек, которые предоставляют интеллектуальные виртуальные агенты, справочные роботы или услуги чат-ботов, но большинство этих сервисов основаны на наборе данных предыдущих вопросов и ответов, которые не являются строго агентами ИИ. 

Авторы нашли одного настоящего умного говорящего робота на базе искусственного интеллекта, разработанного библиотекой Университета Цинхуа, на основе обзора литературы, а не изучения веб-сайта ( Yao et al., 2015 ). Робот Сяоту был предварительно обучен на значительном объеме данных и смог учиться на данных связи, чтобы постоянно улучшать свои ответы. После нескольких лет эксплуатации некоторые пользователи обнаружили в роботе возможности самообучения и самосовершенствования и намеренно снабжали робота ложными данными, что привело к появлению в его ответах некоторых токсичных языковых выражений. Из-за растущего числа неправильных ответов библиотеке пришлось прекратить использовать робота для запросов или общения. Однако через несколько лет после этого библиотека усовершенствовала и модернизировала Сяоту, робота первого поколения, и запустила «Интеллектуальную систему вопросов и ответов» — систему разговоров информационного обслуживания (Библиотека Университета Цинхуа, 2021 ) .

В выборке семь библиотек проводили форумы, лекции, семинары и т. д. на тему ИИ, а две библиотеки предоставляли ресурсы, связанные с ИИ, такие как внедрение инструментов ИИ/МО, а также навигацию и рекомендации по ресурсам, связанным с ИИ/МО. Четыре библиотеки сотрудничали со сторонними компаниями или академическими отделами для участия в разработке и применении продуктов искусственного интеллекта или для внедрения интеллектуальных продуктов. Библиотека Нанкинского университета добилась самых выдающихся достижений, участвуя в разработке продуктов, связанных с искусственным интеллектом, таких как интеллектуальный инвентарный робот, платформа обслуживания библиотеки Нанкинского университета, прототип интеллектуальной системы управления библиотекой нового поколения и так далее. Медицинская библиотека Пекинского университета внедрила Автоматизированную систему хранения и поиска (AS/RS) после реконструкции и перепроектирования своего основного корпуса, что освобождает для пользователей место на книжных полках. Библиотека Уханьского университета сотрудничала с Baidu Inc., крупнейшей китайской поисковой компанией, над созданием библиотеки искусственного интеллекта, но никаких дополнительных подробностей или шагов по реализации на веб-сайте найти невозможно.

Сервис и продукты в библиотеках

Хотя исследование расширило поиск с услуг, связанных с искусственным интеллектом, до интеллектуальных услуг веб-сайтов библиотек, в выборочных академических библиотеках можно было найти мало приложений, продуктов или услуг, основанных на искусственном интеллекте или машинном обучении, что предполагает медленный прогресс их принятие. Несколько библиотек утверждают, что разработали интеллектуальных виртуальных чат-ботов, но только умный говорящий робот Xiaotu, разработанный библиотекой Университета Цинхуа, и роботы для инвентаризации книг, разработанные библиотекой Нанкинского университета, являются реальными продуктами искусственного интеллекта. Первый основан на обработке естественного языка ( Yao et al., 2015 ), второй сочетает в себе робототехнические технологии и RFID ( Fan & Shao, 2018 ; Ni, 2017 ), а остальные используют мало технологий искусственного интеллекта. В большинстве случаев роботы могут обрабатывать только некоторые простые запросы, сформулированные стандартным образом. Столкнувшись с более сложными вопросами, они не могут напрямую отвечать на запросы, поскольку они не способны обрабатывать естественный язык.

Проблемы применения ИИ в академических библиотеках

ИИ имеет серьезные технические препятствия для библиотек: например, может быть сложно применить алгоритмы, обученные на современном материале, к историческим коллекциям, поскольку они имеют разные характеристики. Алгоритм, обученный на современных изображениях, может быть менее эффективным, например, с историческими изображениями, потому что многие объекты, такие как здания, декор и одежда, выглядят по-другому. Примечательно, что, по опыту авторов, большинству академических библиотек Великобритании также не хватает больших групп технических разработчиков, и они склонны покупать готовые решения. Частично это связано с тем, что ИТ-отделы, как правило, контролируют техническое развитие, а также потому, что личность библиотек сосредоточена на других вещах, таких как доступ к контенту. Также применение технологий сопряжено с риском. Из-за репутации библиотеки часто рассматриваются как несколько не склонные к риску (например, Joint, 2007 ), хотя нам не известно ни об одном систематическом исследовании этого вопроса. Библиотеки, вероятно, сегодня применяют более профессиональный подход к управлению рисками, но наши результаты можно рассматривать как отражение степени неприятия риска с концентрацией на предоставлении надежных услуг в большом масштабе. Большинство продуктов искусственного интеллекта, производимых коммерческими компаниями, нелегко интегрировать с существующими библиотечными системами и сервисами, что кажется распространенной проблемой при внедрении новых продуктов в академические библиотеки ( Каушал и Ядав, 2022 ). Новые проекты интеллектуального обслуживания являются самостоятельными и требуют высокого уровня технической поддержки, которую большинство библиотек не могут предоставить. Некоторые библиотеки, обладающие сильными техническими ресурсами, сотрудничают с третьей стороной для разработки продуктов, подходящих для их библиотек, но их широкое распространение может быть затруднено. В конечном счете, повторяя выводы Сондерса (2015) , академические библиотеки имеют множество приоритетов, которые конкурируют с применением новейших технологий и имеют тенденцию сосредотачиваться на роли в обучении пользователей и традиционных услугах, таких как управление коллекциями и доступ к ним, а также поддержание физических и виртуальное пространство обучения, и это может привести к нерешительности в освоении технологий, которые отчасти подозреваются в рекламе.