Человек читающий

Козлов С.В., Морева О.В. Человек читающий в зеркале социогуманитарного знания XXI века // Библиотековедение. 2023. Т. 72, №3. С.225-233. https://doi.org/10.25281/0869-608X-2023-72-3-225-233

Тематический обзор докладов Международной научно-практической конференции «Homo legens в прошлом и настоящем» (23-25.03.2023) знакомит со всем спектром исследований представителей разных научных дисциплин, а также практиков (библиотекарей, издателей, художников-иллюстраторов), посвященных чтению и читательским практикам.

Человек читающий как объект изучения привлекает внимание всех, изучающих культуру, т. к. чтение является одной из важнейших практик, обеспечивающей интериоризацию социально значимой информации. Понимание происходящих в медиасреде изменений может оказать существенную помощь в организации профессиональных практик в библиотечной, просветительной и педагогической деятельности, поскольку именно читатель является конечным звеном как в книжной, так и в интернет-коммуникации.

Статья коллег из ГПНТБ СО РАН рассказывает о прошедшей весной научной конференции, посвященной чтению, однако назвать ее просто обзором не поднимаются пальцы над клавиатурой. Преимущество этой публикации, написанной организаторами, состоит в целостном видении прошедших дискуссий. Она представляет собой не просто перечень достижений единичных исследователей, но позволяет разглядеть структуру исследования чтения с разных аспектов, подойти к проблеме комплексно, и увидеть перспективы для дальнейшего углубленного изучения выбранного направления.

Как отмечают авторы в преамбуле: “метод тематического
анализа [позволил] провести обзор докладов, прозвучавших на конференции, продемонстрировать результаты научных работ и выявить перспективы дальнейших исследований в области изучения человека читающего“.

Авторы выделяют пять тенденций, которые подробно разбирают в своем исследовании:

  • 1) использование присущих различным социогуманитарным дисциплинам теоретических подходов, которые применимы для осмысления читательской деятельности;
  • 2) изучение исторических аспектов чтения;
  • 3) исследования, формируемые представителями современного социогуманитарного знания, которые изучают феномен чтения с ориентацией на использование полученных результатов в профессиональных практиках;
  • 4) преобразования, вырабатываемые библиотекарями и педагогами, которые для продвижения чтения реализуют различные социокультурные проекты;
  • 5) развитие науки на стыке искусствоведения, литературоведения, культурологии и музейных практик. 

В заключении авторы отмечают: “Особенностью российского книговедения является то, что читатель и чтение оказываются практически исключены из предметного поля исследований.”

В статье даются установки для проведения конференции в следующем году, поэтому, если Вы хотите оказаться в тренде, советуем приглядется к выводам при проведении Ваших исследований уже сейчас.