Китайские социальные сети

Итак, на прошлой неделе я посетила семинар, организованный при поддержке Министерства культуры РФ, по продвижению учреждений культуры в китайских социальных сетях. Видеозапись уже доступна на канале Российской государственной библиотеки (см. ниже).

В настоящее время акцент в международных отношениях все больше уходит на восток, а в информационном пространстве нашего главного международного партнера – Китая – очень мало верифицированной информации о России, ее истории и культуре. И восполнить, по мнению организаторов семинара, могут именно учреждения культуры.

В первую очередь важно отметить, что доступ в Интернет в Китае организован очень цензурировано, доступ ко многим сайтам, не расположенным в китайской доменной зоне, закрыт. Однако, существует инструментарий, позволяющий все-таки это преодолеть.

Дело в том, что WeChat – это не просто мессенджер, а верификатор информации для китайцев. По мнению спикера, его можно сравнить со смесью ВКонтакте и госуслуг. В сети могут регистрироваться частные лица, но информацию от них распространяется в узком кругу друзей/знакомых. Но если в сети регистрируется юридическое лицо, получающее верификацию от техподдержки, то его видимость в информационном пространстве становится очень заметной. Кроме того, ссылки, размещенные в этой сети, будут открываться у китайцев, несмотря на то, что находятся на неподдерживаемых доменах, и это дает огромное преимущество для распространения информации о России. Это может быть полезно для привлечения китайских туристов на площадки учреждений культуры (потому что они готовятся к поездкам заранее по доступным им ресурсам), для привлечения потенциальных студентов в вузы культуры, а также для выстраивания научных связей (что теоретически полезно для редакторов научных журналов).

В настоящее время Россия практически не представлена официальными аккаунтами в этом информационном пространстве, что очень огорчает организаторов встречи. А краткие информационные сообщения могли бы переводится даже онлайн-переводчиками, так как (по мнению организаторов) китайцы смотрят на Россию как на младшего “неразумного” брата – с любовью и снисхождением, и вполне могут простить неточности в написании. (Не знаю, можно ли с этим тезисом согласиться, но заставляет задуматься).

Вывод для меня — мне показалось, что здесь есть некоторый потенциал для развития, но еще нужно сто раз подумать и оценить возможности. Если библиотека решится (с помощью китайско-язычных специалистов) поддерживать свое представительство в китайских соцсетях, то было бы полезно включить в контент-план статьи из библиотечных журналов.

Лайфхак
Для регистрации в WeChat требуется, чтобы другой пользователь сети отсканировал QR код на Вашем телефоне. Но если у Вас нет таких знакомых, то может помочь служба поддержки: https://help.wechat.com/
Согласно инструкции, найденной в интернете, необходимо заполнить форму, в которой объяснить техподдержке, что у вас нет друзей, которые могли бы вам помочь и желательно подчеркнуть что вы иностранный гражданин и хотите глубже погрузиться в их культуру и т.д., тут можно долго расписывать. Теоретически ответ должен прийти в течение недели. Я пока только оставила свой запрос и жду письма :) О дальнейших приключениях обязательно напишу.