Библиотека 2.0 – новая философия развития

В июньском номере журнала «Книжная индустрия» опубликован мой небольшой обзор по итогам круглого стола в Санкт-Петербурге: «Библиотека 2.0 – новая философия развития». Пока журнал не вышел, я чувствовала себя не вправе поделиться с Вами своими заметками, но поскольку тираж журнала уже закончился, а главный редактор не возражает, размещаю здесь текст с дополнительными материалами.

Библиотека 2.0 – новая философия развития

26 апреля 2012 года в Санкт-Петербурге в рамках VII Санкт-Петербургского международного книжного салона состоялся дискуссионный круглый стол «Библиотека 2.0», организатором которого выступила Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Петербургского библиотечного общества.

Директор Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского и президент Петербургского библиотечного общества Зоя Васильевна Чалова приветствовала около сотни собравшихся, среди которых были руководители библиотеки, активные специалисты, молодые исследователи, преподаватели, представители средств массовой информации и неравнодушные читатели, настроенные на активные изменения в библиотечной деятельности.
Новые информационные технологии и социальные сети, которые захватили современного пользователя в больших городах (и не только) заставляют библиотекарей принять вызов современного общества и по-новому осознать свое место в быстро меняющемся обществе. Желание пользователя подстроить информационные потоки под себя и участвовать в формировании получаемого контента нарушает традиционное представление о технологии библиотечной деятельности и направляет на формирование новой философии библиотеки 2.0.
Сам термин – «библиотека 2.0» – введён Майклом Кейси в его блоге LibraryCrunch (http://www.librarycrunch.com / ), где он высказал предположение, что библиотеки, особенно публичные, находятся на распутье, когда многие элементы веб 2.0 могут быть применимы для функционирования библиотечных сообществ. В частности, он описал необходимость адаптации библиотек под стратегию постоянного изменения и в то же время поддержки совместной работы пользователей библиотек. Осмыслению этого понятия в российской действительности было посвящено заседание, в котором приняли участие ведущие руководители библиотечной общественности России и Санкт-Петербурга, а также приглашенные эксперты из Москвы, Санкт-Петербурга, Чебоксар.

Заострил проблему Вадим Константинович Степанов, профессор кафедры электронных библиотек, информационных технологий и систем Московского государственного университета культуры и искусств, кандидат педагогических наук. Он полагает, что в современной парадигме деятельности полностью исчезает потребность в основных функциях библиотеки: собирать, хранить, систематизировать и выдавать информацию. В системе цифровых коммуникаций в библиотеку перестают ходить люди, потому что реализуют эти потребности в других источниках, и если бы библиотека, существующая в парадигме 1.0, оценивалась как бизнес-предприятие, ее непременно ожидало бы банкротство в самое ближайшее время. В связи с этим преимуществами библиотеки, перестраивающейся на предоставление услуг в формате 2.0, являются бесплатность, система защиты выдаваемого контента (в том числе и в первую очередь – удаленно), деятельность в сфере информационной грамотности и формирования образовательной траектории пользователя с учетом его индивидуальных особенностей, формирование системы образовательного досуга. И высшая форма библиотеки 2.0 – комплектование, управляемое читателем.

Заведующий кафедрой библиотековедения и библиографии Чувашского государственного института культуры и искусств Андрей Олегович Федоров считает, что современное поколение студентов придет в библиотеку только в самом крайнем случае, если совсем ничего не найдется в Интернете или с ним не поделятся «френды» в социальных сетях. Профессионализм библиотек в том виде, в котором существует сейчас, востребован незначительно, но существует несколько общих трендов, которые позволяют понять вектор развития библиотек. Это развитие виртуальных библиотек (как пример – GoogleBooks), всеохватывающая система поиска, автоматизированный перевод и интерпретация, мультиформатная медиасреда (позволяющая получить по одному запросу контент в любом виде: печатный текст, аудиокнигу, иллюстративный материал, снятый фильм, музыкальные композиции на тему и пр.), совершенствование персональных устройств чтения. И библиотеки во многом развиваются, поддерживая эти основные направления: ведется активная работа по оцифровке библиотечного контента, совершенствуются поисковые системы и каталоги, развиваются мультимедийные центры. Но возможно также взглянуть в будущее и задуматься о создании таких мультимедиахранилищ, которые могут предоставлять доступ к 3D-анимации и технологиям или формировать библиотеку-хранилище ощущений (запахов). Но при этом развитии библиотека остается клубом для живого общения и в соответствии с текущим региональным законодательством постепенно интегрируется в информационно-культурные центры, наиболее востребованные в динамике сегодняшней жизни.

По мнению главного специалиста Управления специальных проектов Российской государственной библиотеки Екатерины Александровны Шибаевой, основное отличие библиотеки нового поколения заключается в изменении вектора основной деятельности по взаимодействию с читателем. В библиотеку 2.0 читатель не просто приходит по собственной инициативе, но и сама библиотека максимально расширяет зону своего влияния и приходит к потенциальному пользователю из всех возможных коммуникационных каналов: компьютер, смартфон, SMS-сообщения, звуковой телефонный сервис, телевидение, радиовещание, окружающая среда (рабочее пространство, транспортные средства, точки питания) и пр. Библиотека 2.0 это не только использование новых информационно-коммуникационных технологий, но и смена парадигмы мышления библиотечных работников, когда центром внимания становится не носитель информации, а ее потребитель. И примерами проявления библиотечной деятельности 2.0 в офлайне могут служить такие проекты, как «БиблиоМетро» (сеть библиотек на станциях метро в Мадриде), библиотечное радио в Беларуси, библиотечный телеканал Некрасовки. Порой необходимо идти дальше, проникая в контент стороннего производителя, например, создавая дополнительный библиографический материал для популярных телевизионных научно-образовательных программ.

Библиотека сама по себе не изменяется, а только благодаря тем людям, которые в ней работают. О библиотекаре 2.0 рассуждала в своем выступлении Татьяна Васильевна Ляшенко, декан факультета информационных технологий Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Библиотекари не одиноки перед вызовами нового поколения, такая же ситуация возникает в туризме, сервисной экономике – во всех учреждениях, играющих своего рода посредническую роль для пользователя, который становится все более самостоятельным и перестает нуждаться в наших услугах. Поэтому и библиотеки и библиотекарь меняются именно под воздействием читателя 2.0. В образовательных стандартах по подготовке библиотечных работников не предполагается предоставление всех тех важных навыков, которые позволят стать профессионалом 2.0. И все большую роль в обучении должны играть информационно-коммуникационные технологии, которые позволят исконные блага библиотечной профессии: умение собрать, обобщить, систематизировать, дать ключ, доступ, технологию, предоставить в виде информационной поисковой системы на современном уровне.

Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина уже при своем создании задумывалась как самая инновационная и направленная на максимальное использование информационно-коммуникационных технологий. Об опыте привлечения пользователей рассказал научный сотрудник экспертного отдела Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина Алексей Владимирович Воронович. Основное преимущество у библиотеки, в отличие от неорганизованной сети Интернет, – это достоверная, проверенная информация. И задача, которую перед собой ставят сотрудники Президентской библиотеки – как можно шире донести потенциальным пользователям преимущества цифрового ресурса, хранящегося в фондах этой библиотеки по сравнению с тем, что предоставляет обычный поиск. С этой целью реализуется ряд проектов. Например, создание цифровой коллекции учебников по истории России разных периодов: дореволюционные, советские и современные, а также учебные пособия, хрестоматии, азбуки, наглядные пособия. Ограничение авторского права не позволяет всю информацию представить на портале, но в читальных залах ПБ можно получить доступ и к самым свежим поступлениям.
Ведется много традиционные библиотечных проектов, собирающих тематические коллекции. Но инновацией Президентской библиотеки, созданной для привлечения молодых читателей, по праву можно считать олимпиаду по истории России и обществознанию, базирующуюся на изучении литературы, представленной на портале. Вопросы строятся с использованием иллюстративного и мультимедийного материалов, которые можно найти в фондах библиотеки. На последнем этапе участники приглашаются в электронные читальные залы библиотеки и переходят к самостоятельной работе с библиотечными ресурсами, на основании которых они пишут небольшое сочинение,
что позволяет привить молодежи осознание необходимости библиотеки в их жизни.

Недостаток личного опыта использования библиотеки в студенческие годы не дает позже руководителям разного уровня оценить важность библиотек для общества. Этой теме посвятил свое выступление Антон Владимирович Лихоманов, генеральный директор Российской национальной библиотеки. Существует большая опасность, что «учредитель библиотеки 2.0», который станет принимать решение о выделении финансирования библиотекам через десять лет, может и вовсе не иметь опыта общения с библиотекой, потому что с детства получает информацию на каких-либо устройствах. Вполне возможно такое развитие событий,
когда самым очевидным будет казаться решение о сокращении количества библиотек, в которые не имеет смысла ходить пользователям. С другой стороны, при развитии Национального библиотечного ресурса, который позволит обеспечить доступ к современной оцифрованной литературе в 100 тысячах библиотек по всей стране, захочет ли учредитель городской библиотеки финансировать собственное комплектование печатным фондом?

Директор Государственной публичной исторической библиотеки Михаил Дмитриевич Афанасьев предложил посмотреть в прошлое библиотек, которые в сегодняшнем нашем понимании существуют не более 300 лет. Эпоха рукописных книг и собирающих их библиотек закончилась с появлением книги печатной. А с концом тиражированной книги закончится эпоха традиционной библиотеки. И несколько основных постулатов, на которых держится современная библиотечная деятельность, оказываются устаревшими. Первое – это необходимость идти в библиотеку за информацией, что полностью противоречит идеологии Интернета, в которой информация живет повсюду. Во-вторых, библиотека существует как авторитетный институт, базируясь на культурном авторитете книги и печатного слова, который постепенно утрачивается. Чтобы выйти на информационное поле в конкурентную среду, библиотекам необходимо претерпеть некоторые изменения: научиться говорить на языке того сообщества, в которое библиотека выходит, понимать, что у библиотеки нет преференций по сравнению с другими игроками информационного бизнеса, и чрезвычайно важно соответствовать высоким стандартам качества. Чтобы обеспечить закрепление за собой лидерства в предоставлении информационных услуг, продукт библиотеки должен быть узнаваемым. Пользователю всегда необходима информация, откуда он получил знание, даже если у него нет привычки просматривать адресную строку в браузере. Библиотека должна стремиться стать узнаваемым уникальным экспертом в мире 2.0, тогда нам будет чем гордиться.

Философским осмыслением проблемы будущего завершил выступление экспертов директор Библиотеки Российской академии наук Валерий Павлович Леонов. Ведь никто не может знать сейчас, какой станет библиотека будущего. Можно лишь говорить о будущем библиотек, которое видится нам с высоты теоретического рассуждения. Накапливая зарубежный опыт, необходимо помнить о культурологических различиях разных стран. Сбор данных – это самый долгий этап и самый противоречивый. Современные библиотековеды находятся именно в этой стадии. Вторым этапом станет осмысление пройденного. Ведь не всегда библиотеки обращались в своей деятельности к читателю, а только в XVIII веке в эпоху Просвещения этот вопрос стал подниматься. Современная библиотека –
это единство телесного (фондов) и души (человек). И библиотека должна максимально повернуться к своему пользователю, никогда не отказывая простым «нет», а предоставляя информацию о том, где можно найти. Третий этап – это то, что мы сами создадим, не по поведению сверху, не само по себе, а при активном участии библиотечного сообщества. И такой станет библиотека будущего.

Выступления экспертов откликнулись живой реакцией участников встречи, профессионалов библиотечного дела. По-новому они взглянули на место библиотечных профессионалов в обществе 2.0. Многие культурно-просветительские функции библиотекарей наверняка будут всегда востребованы, а вот комплектаторам и библиографам приходится сильно менять свои профессиональные навыки и стиль работы. Участники отметили также, что раньше роль Интернета для читателей выполняли книги, занятые у коллег, знакомых и у родственников, и только не найдя информации там, пользователь шел в библиотеку, а в настоящее время только изменились объемы и скорость потребления информации. Многократно акцентировалась необходимость ориентироваться на потребности и запросы пользователя, а не на своё представление о них. А чтобы получить отклик пользователя, в Санкт-Петербурге инициирован новый проект «Открытая библиотека», инициированный ведущими библиотечными деятелями совместно с популярными деятелями культуры и искусства. «Открытая библиотека» – это cоциальный проект, информирующий о своей деятельности через сеть «ВКонтакте», который призван сделать общедоступные библиотеки Петербурга актуальными городскими пространствами – современными, стильными, мультимедийными, полными читателей.

Подводя итоги заседания, Ирина Леандровна Линден, заместитель генерального директора Российской национальной библиотеки, которая была модератором всего заседания, привела цитату великого философа Карла Юнга: «Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит» (Юнг К. Г. Психологические типы.). Поэтому формирование и осознание новой библиотеки 2.0 подвержено разнообразному и творческому осмыслению и развитию.

Шибаева Е. А.

А что именно на этом круглом столе рассказывала я, и как выкрутилась из сложной ситуации отсутствия проекционного оборудования, Вы можете посмотреть на этом видео.

Video not available

Related posts

2 thoughts on “Библиотека 2.0 – новая философия развития

  1. I.N.

    Интересно!

  2. […] Квинтэссенция апрельского мероприятия, посвященного Библиотеке 2.0 в блоге Екатерины Шибаевой. Еще можно посмотреть, чем запомнилась ей позапрошлая неделя […]

Comments are closed.