Обсерватория культуры 1-2017

В цепкие лапки Библиотечной Штучки наконец попал первый выпуск Журнала за 2017 год.

Если Вы подписались на журнал через подписное агенство, то наверняка уже получили журнал в срок. А вот в редакции он появился только на днях, и скоро авторы смогут подержать в руках результат своего сочинительского труда.

Чем нас порадует содержание номера? Все подробно уже выставлено на ELIBRARY, там же статьи доступны для приобретения по 47 руб. за штуку.

Внимательно познакомившись с содержанием номера, библиотечная Штучка особенно рекомендует тем, кто активно живет в сети, обратить внимание на статью

Деникин А.А. Постцифровая эстетика в арт-практиках цифрового искусства // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 1. С. 36—45.

Антон Анатольевич так пишет в реферате:

Статья посвящена актуальной теме — новейшим тенденциям в современных формах изобразительного искусства, связанным как с техническими, так и общекультурными изменениями последнего времени. <…> Рассматриваются работы нового поколения художников, дизайнеров, выросших в условиях «тотальной цифровизации»… <…> В их произведениях прослеживается попытка восстановить ценность материальности, телесности, тех качеств, которые присущи именно человеку, человеческому началу. На конкретных примерах творческих работ художников продемонстрированы выразительные возможности ряда постцифровых произведений, выявлены особенности неоматериальных стратегий в цифровом искусстве, обсуждается интерес художников к эстетизации процессов взаимодействия. <…>

В общем — не только научно, но и реально интересно о т ом, с чем мы сталкиваемся ежедневно. Но с точки зрения искусствоведения и эстетики.

Из совсем знакомого — подробно рассматривается проект Льва Мановича  Selfiecity (почти на целую полосу):

Можно ли считать проект Selfiecity искусством? Это проблематично не только потому, что снимки сами по себе выглядят банально, но и по причине того, что форма проекта в большей степени напоминает социологическое и антропологическое исследование, нежели творческое выражение. То, что сближает этот проект с концептом постцифровой новой эстетики … <…>

Хотите узнать подробности? ну, вы догадываетесь, как это можно сделать ))

 

Другая любопытная статья про медиа-жизнь:

Очеретяный К.А., Ленкевич А.С. Медиафилософия: между рецепцией и интерпретацией // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 1. С. 12—18.

Но она носит более философский характер, скорее об осмыслении базовых понятий в изменяющейся под воздействием цифровых медиа реальности.

Феномен медиа один из наиболее обсуждаемых в современной теории. <…>  Медиа определяют наше существование, и теория отвечает этой ситуации поисками концептуального языка, адекватного описанию новой действительности — медиареальности. <…> Повседневное сознание, восприятие, эмоции конструируются в медиа, но каким образом концептуальный язык медиа может стать прозрачным для себя самого? <…> В данной статье диагностируется современная ситуация, складывающаяся вокруг вопроса о медиа в России, показывается соответствие основных тем российских медиааналитиков смысловым векторам, определяющим развитие философской мысли о медиа в мире. Вне понимания медиа невозможно понимание современного общества во всем многообразии его аспектов. В этом смысле анализ стратегий актуального медиамышления не может не затрагивать всю сферу современной философии.

Ну и немножко о красоте и мудрости: Статья Камили Аюповой об одной из самых красивых женщин XVIII в., рассказывает не только (и не столько) про биографию, написанную словами, но жизнеописание в портретах… Красиво, завораживающе, вдохновляюще! Надо будет составить свою историческую галерею аватарок — как изменялся портрет в зависимости от жизненных событий…

Аюпова К.Ф. Образ герцогини де Полиньяк в документальной и художественной биографии и живописи // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 1. С. 68—74.

В статье исследуется взаимодействие биографии и портретной живописи, а также проблема интерпретации произведений искусства и репрезентации исторической личности. <…> И портрет, и биографию можно считать произведениями одного жанра в разных видах искусства. <…> Биографы предлагают различные взгляды на личность Полиньяк, в то время как на портретах кисти Э. Виже-Лебрён запечатлен определенный образ. В каждой анализируемой биографии автор выделяет специфическую композиционную структуру, которая определяет способ репрезентации характеров. <…>

В журнале еще множество интересных научных статей на любой вкус, но я больше не буду Вас мучить. Лучше полистайте журнал живьем.