• Кто он, читатель нового поколения, живущий в медиапространстве объемных образов? Автор выпуска журнала «Обсерватория культуры» И.В. Кондаков предлагает новый взгляд на процесс перехода культуры от литературоцентризма к медиацентризму, при котором происходит соединение субъектов визуальной культуры (зрителя) и вербальной культуры (читателя). В результате их тесного взаимодействия складываются принципиально новые текстовые стратегии («читатель как зритель» и «зритель как читатель») и рождается новый двухуровневый субъект медиакультуры — «Зричитель».
• О потенциале человека, который он реализует, опираясь на культуру, знания и гуманитарные технологии, рассуждает Е.И. Ярославцева, основываясь на методологии постнеклассической науки. В центре ее внимания — творческая деятельность человека в условиях цифровой мобильности и коммуникаций. Продвигаясь к цели и развивая свои потенции, человек осуществляет переход от желаемого будущего — искусственного состояния к состоянию естественному, находит способы преодолевать существующие границы, порождает социальную динамику и синергийный процесс, создает новые реальности и пространства.
• В эпоху глобализации всё большее значение получает нарастающая тенденция возвращения к изучению и развитию национальной самобытности. В статье Хун Сук Ли рассматривается процесс преодоления культурной периферийности и восстановления чувства национального самодостоинства в современном визуальном искусстве Южной Кореи. Особым вкладом в исследование темы является обобщенное описание и представление истории южнокорейского современного искусства, малоизученного в российском искусствоведении.
• Творческий диалог П.И. Чайковского и великого князя Константина Константиновича привлекал к себе внимание музыковедов, литературоведов, культурологов еще с начала XX века. Г.А. Моисееву удалось проследить эволюцию интересов великого князя к разным жанрам творчества П.И. Чайковского и выявить прежде не известные факты, в свете которых по-новому видятся взаимоотношения композитора не только с Константином Константиновичем, но и с другими представителями императорской фамилии.
• Переход от традиционной системы описания танца в феноменологическую плоскость, на абстрактный уровень рассматривается в статье Б.В. Холопова, описывающего соответствующие аспекты развития балетоведческой мысли рубежа XIX—XX веков в трудах отечественных теоретиков Левинсона и Волынского. Благодаря такому подходу танец мыслится как феномен, подчиняющийся своим особым законам, обладающий внутренним ритмом и разворачивающийся во внутреннем пространстве, а средствfми визуализации внутреннего движения и ритма становятся спонтанность выражения, моментальность, самопроявление духа. Эти идеи предопределили не только критическую позицию отечественных теоретиков в отношении новаторских тенденций на рубеже XX в., но и основные элементы теории выразительности танца ряда последующих исследователей хореографии.
• В рецензии на учебное пособие М.А. Поляковой «Культурное наследие России. История охраны и современное состояние», ее автор Э.Л. Базарова обращает внимание на объективно представленный и многосторонний анализ сложности формирования понимания в обществе ценности объектов прошлого. В издании представлены и сопоставлены проекты законов, российская модель управления культурным наследием и степень ее включенности в международную правовую систему. Отражены проблемы актуализации культурного наследия в текущей общественной жизни в ключе формирования самоидентичности россиян в условиях глобализации и движения страны в будущее.
• Среди материалов номера, посвященных Году российского кино, привлекает внимание статья Д.В. Фомина, раскрывающая тему кино в книжной обложке 1920-х годов. Заинтересованное отношение людей той эпохи к самому молодому, еще не вполне осознавшему свои возможности экранному искусству, стремление дизайнеров найти в арсенале графики выразительные средства, созвучные эстетике Великого немого кино, раскрывается через изучение обложек изданий об искусстве кинематографии.
Откройте для себя современные подходы к исследованию культуры и искусства!
Вы можете сделать это, став читателем журнала Российской государственной библиотеки «Обсерватория культуры».
Приобрести журнал можно в книжном магазине Российской государственной библиотеки (1 подъезд), а также с 30 ноября по 4 декабря 2016 года на 18 Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fictio№ (антресольный этаж, зона прессы).
В электронном виде журнал (или отдельные статьи из него) можно приобрести на сайте научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU: http://ift.tt/2gFOG8R
Подробнее о журнале: http://ift.tt/2fz1Nwu via Обсерватория культуры. Журнал http://ift.tt/2gFNMJz