Климат контроль в Президентской библиотеке

Здание СинодаКогда создается библиотека с нуля, в ней интересно все. Не только специфические библиотечные проблемы, но и как решены инфраструктурные проблемы.

В связи с этим цитирую полностью статью с сайта Строительной системы «Conon.RU» о создании системы климат-контроля в отреставрированном здании Синода для нужд Президентской библиотеки. Выделения — мои.

Климат-контроль держится на «трех китах»: влажности, температуре и воздухообмене. В свою очередь, оптимальные границы перечисленных параметров могут существенно различаться в зависимости от того, о каком помещении идет речь — квартира это или дом, офис или, допустим, некое пространство, рассчитанное на массовое присутствие людей. Алгоритм проектного решения по климатической системе всегда определяется функциональными и планировочными особенностями объекта. В беседе корреспондента журнала «АРДИС» с И. Д. Силкиным, директором входящего в «Союзпетрострой» 000 «Евровент» — компании, которая занимается вентиляцией и кондиционированием с 2001 года, удалось узнать немало нового и полезного насчет того, каким образом может быть устроена климатика в современных публичных заведениях. Недостатка в убедительных иллюстрациях не оказалось — последние из наиболее значимых работ фирмы связаны с приспособлением комплекса исторических зданий на Манежной площади под Конституционный Суд РФ и Президентскую библиотеку им. Ельцина. Их нынешнее техническое оснащение признают самым инновационным.

Электронную библиотеку в реконструированном здании Синода Игорь Дмитриевич характеризует как «серьезный, энергоемкий, значимый со всех позиций объект». Добавим, что выбор Евровента на этот субподряд был далеко не случайным. Компания имеет богатый опыт внедрения систем вентиляции и кондиционирования.

И.Силкин:

— Любое публичное заведение требует специфического подхода к регулировке климатических параметров. При этом особая сложность «библиотечного» проекта состоит в потенциальном применении множества современных электронных комплексов. Они предельно чувствительны к температуре и влажности, не терпят даже малейших отклонений в рабочих параметрах. Например, серверы, выделяющие большое количество тепла, одновременно являются и высокоточными устройствами. При эксплуатации такого оборудования необходимо строго поддерживать определенные температурные режимы, учитывая при этом суточные колебания объемов тепловыделения, которые обусловлены изменениями нагрузки (днем она, как правило, выше, чем в ночные часы).

Вместе с тем, Президентская библиотека будет функционировать не только как центр компьютерного сбора, обработки и обратной переадресации данных. Здесь обязательно будет находиться и перемещаться внушительное число людей, поэтому специалисты Евровента разрабатывали и устанавливали систему таким образом, чтобы количество посетителей отслеживалось в автоматическом режиме и предопределяло работу климат-контроля. Учитывалось, что для публичных помещений количество наружного воздуха, подаваемого из расчета на одного человека, должно быть не менее 60 м3/час. Кроме того, автоматически в зависимости от времени года и суток, количества людей, наружной температуры и категории помещения у нас обеспечивается и поддержание необходимой температуры.

Насколько непростым является решение такой задачи в объемах всего бывшего Синода, можно судить по тем исходным установкам, которыми строго руководствовались в 000 «Евровент», выстраивая свою климатическую систему. Например, согласно СНиП, «в помещениях управления технологическими процессами при выполнении операторских работ, связанных с нервно-эмоциональным напряжением, должны быть соблюдены следующие оптимальные нормы: температура воздуха 22-24 °С, относительная влажность воздуха 40-60%». И ведь это касается только тех мест, где сосредоточатся рабочие места основного персонала, а все остальное?..

И.Силкин:

— К соседнему зданию, где располагается Конституционный Суд, и которое планировочно организовывалось по офисному типу, предъявлялись менее жесткие требования. Хотя и там присутствовали свои трудности, которые мы, впрочем, научились преодолевать, привлекая опыт предыдущих объектов. Например, практика воздухораспределения в подпольных пространствах Сената была отработана ранее, в таком публичном заведении, как Санкт-Петербургская академическая филармония имени Шостаковича — тоже здание старой постройки, в котором нам удалось создать оптимальный микроклимат как для работы современного оркестра, так и для комфорта зрителей.

Помимо необходимости тщательно соблюсти все санитарно-технические нормы (количество листов в этом документе порадовало бы самого Льва Толстого!), у обоих проектов, которые реализованы в стенах знаменитого растреллиевского ансамбля, имелась одна общая сложность. Имеется в виду естественная «сопротивляемость» исторического здания современным инженерным системам. Исходя из этого, условие задачи, стоявщей перед Евровентом, имело ряд существенных дополнений. Так, специалистам компании следовало, избегая разрушений, совместить старые коммуникации с современной инженерной начинкой. Здание, которое строилось два века назад, требует совершенно особого подхода к внедрению новых технологий — зодчие тех времен никак не предусматривали в своих интерьерах хай-тек.

И.Силкин:

— Предыдущие работы компании — современные банки, заводы, бизнес-центры — также требовали высокого уровня оснащения. Однако внедрять новые системы во внутреннюю структуру архитектурного памятника гораздо сложнее. Старое здание — это данность, к исторической ценности которого нужно быть предельно внимательным. Если в новостройках прокладывать воздуховоды можно по разным помещениям (главным образом вдоль коридоров), то тут такой свободы у нас не существовало: приходилось врубаться в стенки, использовать старые вентиляционные шахты, печные каналы. Кроме того, эффект присутствия наших конструкций в реставрируемых интерьерах следовало минимизировать.

Преодолевая нехватку места, мы расположили оборудование, которое обеспечивает воздухообмен, под кровлей, на больших технических этажах. Изобретательность в таких проектах никогда не бывает лишней, в этом-то и заключается профессионализм: выполнить работу, не выходя ни за пределы сметы, ни за временные рамки. Кстати, нам в Синоде на всё были отпущены лишь год и три месяца, что чрезвычайно мало для такой масштабной (около 30 тыс. кв. метров!) стройки.

На завершающей стадии проблем прибавилось — надлежало в кратчайшие сроки устранить все ошибки, накопленные в течение подрядного периода, причем не только Евровента — бок о бок с нами трудилось много контор. Теперь мы на этапе финишных работ по отделке, хотя система уже запущена и работает. Строителям это только на пользу: позволяет удалить лишнюю влагу. Правда, лично я- совсем не сторонник запуска вентиляции и кондиционирования до окончательного завершения всех работ: оборудование необходимо беречь от пыли и грязи.

Наряду с очевидной целью обеспечить комфортные условия для персонала и публики, в создании таких систем на объектах президентского уровня вроде библиотеки им. Ельцина следует усматривать еще и имиджевую необходимость. Возникает естественный вопрос: почему интеллектуальными системами, обеспечивающими диспетчеризацию всей инженерии — вентиляции, кондиционирования, отопления, пожарной безопасности — в столице, пусть и Северной, могут похвастаться лишь немногие здания? Ответ в том, что чаще всего это не по карману их владельцам, особенно в кризис… Сегодня корпоративного заказчика в большей степени интересует то, что позволяет сократить эксплуатационные затраты, а именно — энерго- и ресурсосбережение, плюс варианты снижения издержек за счет уменьшения обслуживающего персонала. В этой связи не6езынтересно узнать, каким образом внедрение современного оборудования, работающего интегрирование и в автоматическом режиме, способно снизить расходные статьи на монтаж и закупку дорогостоящего оборудования.

И. Силкин:

— Простой пример: есть такая машина — теплонасос, — которая позволяет из 1 кВт электрической энергии выработать 3 кВт тепловой. Это выгодно отличает его от других обогревателей, которые выдают ровно столько тепла, сколько потребили электричества. Нетрудно подсчитать, что с применением такого оборудования траты пользователя уменьшаются троекратно. Наш тепловой насос — это обращаемый чиллер. Во-первых, как в случае с электронной библиотекой, он постоянно обеспечивает холодом центр обработки данных, во-вторых, при работе выделяет тепло, которое тоже не тратится вхолостую: его мы используем для подогрева приточного воздуха в системах. Это особенно актуально в периоды отключения центрального отопления, когда наружная температура может быть 3-4° С, и гнать холодный воздух уже нельзя. От насоса забирается тепло (порядка 500 кВт) и запускается «в обратку» — при вышеуказанной температуре хватает. Такая схема рекуперации серьезно экономит средства. Сейчас, чтобы получить киловатт электроэнергии, нужно платить около 40 тыс. рублей. Соответственно, если мы снижаем потребление хотя бы на полкиловатта, в годовом пересчете получается экономия миллионов.

Различные типы рекуператоров позволяют уменьшать расходы тепла, удаляемого из помещения с вытяжным воздухом, на 10-50%. Наиболее эффективно экономия электроэнергии достигается в комплексах «чиллеры-фанкойлы». К одному чиллеру (охлаждающая машина) можно присоединить большое количество фанкойлов (охлаждение/нагревание). Наличие системы автоматики позволяет регулировать не только общий тепловой режим, но и работу каждого фанкойла. Их использование в схемах кондиционирования является одним из самых гибких и экономичных решений по поддержанию микроклимата в здании с большим количеством помещений. Фанкойл соединяется с чиллером или тепловым насосом, что образует удобную систему индивидуальной регулировки температуры в каждой из комнат, где требуется обеспечивать индивидуальные параметры воздушной среды.

И. Силкин:

— Современное вентиляционное оборудование и средства автоматики, управляющей всеми инженерными системами, сегодня считаются недешевым удовольствием не только в России, но и за рубежом. В мировой практике окупаемость рекуператоров составляет 5-7 лет. Если принять во внимание, что в силу печальной тенденции последних десятилетий у нас в стране электроэнергия стабильно дорожает, инвестиции в эту статью возвращаются в среднем за такой же срок, хотя еще недавно требовалось 10-15 лет. Добавим к этому фактор надежности представляемого оборудования и то, что инженерные расчеты, произведенные по нему, убедительно подтверждены практикой (все идеально и бесперебойно «греет и дует» лет по 5-10). Получается, что внедрение рассматриваемого варианта построения климатических систем — не столько дань моде или показатель престижа, сколько технически и экономически оправданный шаг.

Наметившееся усиление конкуренции на нашем сегменте строительного рынка — явление, в общем-то, нормальное, с которым объективно приходится считаться. Но здесь, по моему мнению, таятся и некоторые негативные аспекты: когда на один объект претендует с десяток однотипных компаний, кто-нибудь обязательно начнет демпинговать. Заказчик же по старой доброй традиции всегда постарается ограничить себя лишь тем минимумом, который утилитарно необходим для жизнеобеспечения, не особо задумываясь, что фирме следует расти и развиваться.

С другой стороны, у нашего бизнеса пока недостаточно свободных средств, чтобы приступить к выпуску собственного оборудования -приходится полагаться на западные достижения. В отечественной машиностроительной отрасли скопился целый комплекс нерешенных вопросов: отсутствие приемлемых кредитных условий, слабая материально-техническая и научная база, а также не в последнюю очередь отсутствие желания преодолеть этот «статус-кво». И все же присутствует надежда, что рано или поздно о себе заявят люди, у которых есть и деньги, и понимание, что высокими технологиями заниматься выгодно.