Год литературы – методические рекомендации

QIP Shot - Screen 119Очень дельные рекомендации, могут быть полезны и не только в год литературы 🙂

Методические рекомендации к году литературы представили на сайте Муниципального автономного учреждения культуры «Межпоселенческая центральная библиотека» Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.
Рекомендую к внимательному изучению.

Позволю себе процитировать кусочек про формы библиотечных мероприятий:

Повысить интерес детей и взрослых к классической и современной литературе, чтению помогут следующие формы библиотечных меро­приятий:

громкие чтения, предусматривающие чтение текста вслух с комментариями чтеца и обсуждением прочитанного;

литературные чтения – художественное исполнение произведе­ний, своеобразный «театр одного актера»;

циклы чтений – посвящены каким-либо событиям или жизни за­мечательных людей;

краеведческие чтения – нацелены на популяризацию литературы по краеведению.

Обсуждение книги – рассматриваются различные точки зрения по поводу определенной книги, разговор идет о ее художественных и со­держательных достоинствах и недостатках. Обсуждается актуальность тематики, затронутых проблем, форма подачи материала и т. д. Подго­товительный этап – подбор произведения и темы для обсуждения. Да­лее идет сбор и обработка информации: факты, мнения литературове­дов и критиков, читательских оценок. Затем надо подготовить тезисы и составить план проведения обсуждения: введение читателей в пробле­му, перечень и последовательность задаваемых вопросов. В процессе обсуждения необходимо организовать обмен мнениями, резюмировать сказанное, оценить результат обсуждения.

Читательские конференции – активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей. Процесс проведения конфе­ренции зависит от желания присутствующих высказать свою точку зре­ния, услышать отзывы других, поспорить, отстаивая собственное мне­ние или, наоборот, согласиться. Читательские конференции дискусси­онны, в их основе лежит обсуждение прочитанного. Читательская конфе­ренция является комплексным библиотечным мероприятием и посвящает­ся определенной проблеме или теме. Цель конференции – привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защи­щать собственное мнение, если оно отличается от коллективного.

Виды читательских конференций:

– по произведениям художественной литературы, по одному про­изведению, по ряду произведений, объединенных одной темой (тематические), по творчеству отдельных авторов;

– конференции по изданиям специальной литературы (являются своеобразной формой повышения квалификации в трудовых коллекти­вах);

– конференции с привлечением автора – форма встречи с писате­лем;

– читательско-зрительские конференции – обсуждение произведе­ния связано с экранизацией его. Обсуждается трактовка режиссером идеи произведения, как выражена авторская позиция и т. д. От библио­текаря, в данном случае требуется и знание специфики кино.

– заочные читательские конференции – через средства массовой информации. В данном случае шире охват аудитории, больше возмож­ности ознакомиться с мнением других читателей в любое удобное вре­мя и т. д.

Планируя обсуждение, необходимо определить примерное число его участников. Опыт показывает, что оптимальное число участников 25-30 человек. Расширение аудитории не позволит вовлечь в обсужде­ние всех участников и снизит эффект мероприятия.

Литературный праздник – это комплексное мероприятие, требую­щее серьезной подготовки. Праздник состоит из вступления библиоте­каря, основной программы, в которую включены музыкальные фраг­менты, инсценировки, художественные номера, конкурсы, соединенные общей темой как нитью, и заключением, где ведущий кратко резюмиру­ет идею и итоги праздника.

– литературный утренник для дошкольника – это праздник, где ре­бёнок сможет порадоваться, поиграть во множество игр и увидеть наяву своих любимых сказочных героев. В подготовке и проведении меропри­ятия участвуют библиотекари, воспитатели и сами дети с инсцениров­ками и художественными номерами.

– литературный бал может включать в себя художественное чтение, музыкальные и танцевальные номера, инсценировки литературных про­изведений.

Литературная ярмарка – комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые проходят одновременно. Это могут быть викто­рины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов. Например, ли­тературная ярмарка «Чтение и литература в XXI веке».

Литературно-музыкальные салоны. Их суть заключается в ка­мерном общении ограниченного круга знатоков и любителей классиче­ского искусства, проходящем преимущественно в небольших, уютных гостиных, иногда при свечах, у старинного или имитирующего старину камина, рояля. При отсутствии специального помещения в гостиную умело преображают читальный зал или его часть, особо оформленный уголок с мягкой мебелью и музыкальным инструментом.

Книжный аукцион – каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, чтобы у присутствующих появилось желание её прочесть. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов участников.

Литературный карнавал. Карнавал – это массовое народное гуля­нье с переодеваниями, театрализованными представлениями. В библио­теке можно провести карнавал литературных героев или карнавал лите­ратурных произведений, где каждое литературное произведение зре­лищно презентуется.

Книжные жмурки. Библиотекарь предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плот­ной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость – получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с ре­бенком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.

Фольклорные посиделки – форма знакомства детей с устным народным творчеством, с художественной творческой деятельностью народа, отражающей его жизнь, воззрения, идеалы. Народное творче­ство, зародившееся в глубокой древности – историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных традиций, выразитель народного самосознания. Каких только песен, сказок, пре­даний, былин, пословиц не создали они! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – все отразилось в этом творчестве.

Экран прочитанных книг отслеживает динамику чтения детей. На стенд-экран, рядом с изображением рекомендуемых книг, дети при­крепляют свою фотографию после ее прочтения.

Конкурс читательских пристрастий – это то же, что и рейтинг популярных книг, основан на опросе/голосовании читателей/населения.

Флэш-моб (с англ, flash mob – «мгновенная толпа»). Мероприятие имеет эффект неожиданности и направлено на то, чтобы вызвать у слу­чайных прохожих удивление и заинтересованность. Например, участники флэш-моба в желтых футболках и бейсболках с символикой библио­теки появляются неожиданно в определенном многолюдном месте го­рода, одновременно открывают принесенные с собой книги и читают вслух в течение нескольких минут и так же неожиданно одновременно расходятся.

Библиокафе – игровой вариант информационной работы со стар­шеклассниками. Вывеска в стиле ретро, библиотекари – метрдотель и официантка. В меню – духовная пища фактов: «Новости свежие» из газет и журналов, ассорти «Путь к успеху», десерт «Бестселлер по …» (автору). «Меню» каждая библиотека составляет в соответствии со вкусами своих читателей и периодически обновляется.

Книжное кафе – рассказ о новых книгах стилизуется под настоя­щее меню. Например, рубрика «Морское ассорти» содержит два изыс­канных блюда японской литературной экзотики: «морской коктейль» из творчества Юкио Мисима и «суши-бар» произведений Харуки Мураками. Серия блюд «Жаркое под острым соусом» включала в себя легко усваиваемое блюдо – произведение Дарьи Донцовой «Фигура легкого эпатажа» и покрытую хрустящей корочкой приключений, сенсаций и неожиданных разгадок книгу Томаса Свона «Охота на Сезанна».

Дегустация литературных новинок – информирование о вновь поступившей в библиотеку литературе в кулинарном стиле.

Литературные экскурсии подразделяются на литературно­-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга), историко-литературные (посвященные определенным периодам развития русской литературы), литературно­-художественные (по местам, которые были местом действия в произве­дениях того или иного писателя).

Литературный гороскоп – мероприятие, построенное по типу го­роскопа, где литература (книги, авторы) подобрана по знакам того или иного гороскопа.

Литературный каламбур – мероприятие, посвященное писателям с одинаковыми фамилиями или различным произведениям с похожими сюжетами, значений одного и того же слова (или двух сходно звучащих слов) с целью произвести комическое впечатление.

В массовом обслуживании самой популярной формой доведения художественных произведений до читателей библиотек является вы­ставка.

Привлечь внимание пользователей к литературе помогает подача информации в новой, необычной форме: выставка-сюрприз «Бестселлеры русской классики»,выставка-анонс «Литературный гур­ман», выставка-хит-парад «Убойная сила боевика», выставки- раздумья «Поднимись до высокой прозы», «Книги для тех, кто любит думать и получать от этого удовольствие».

Выставка одного жанра

Представляя книги одного жанра – детектив, фэнтези, авантюрный роман, исторический роман, дамский роман и т.д., можно не только удовлетворить читательские потребности, но и помочь узнать о новых книгах с той же жанровой спецификой. Вышеперечисленные жанры будут интересны как подросткам, так и взрослым, а вот стихи, сказки, сказочные повести – учащимся начальных классов.

Названия: «С детективом не скучаем!»: новинки литературы детективного жанра», «Ах, детектив, детектив, детектив…», «Об истории нашей замолвите сло­во: исторический роман», «Открой удивительный мир поэзии!», «Смелые фантазии фэнтези», «В мире приключений и путешествий», «Горизонты фантастики», «Классика в новом формате».

Выставка-императив

Эта форма выставки подразумевает повелительное, категоричное, насто­ятельное требование, что отражается в концепции выставки или во время её публичной демонстрации, например, «Время читать! Выбери книгу!».

Выставка-раритет

На ней обычно представляют редкие, ценные издания, которые составля­ют сокровищницу библиотеки, фонд редких книг. Названия выставок-раритетов: «Книги – долгожители нашего фонда»: редкие и ценные изда­ния, «Эксклюзивные издания из фондов нашей библиотеки», «Шедевры рус­ского книжного искусства, «В мире старинных и редких изда­ний», «Сокровища нашей библиотеки», «Книжные редкости», «История ред­ких изданий нашей библиотеки», «Литература в миниатюре».

Выставка «Литературный герой»

Выставка будет привлекать внимание детей и подростков. Темами выставок могут быть: «Кот Матроскин», «Домовёнок Кузька», «Шерлок Холмс», «Гарри Поттер». Сейчас легко организовать выставку «Гарри Поттер», так как вместе с книгами Дж. Роллинг издаются игрушки – фи­гурки героев, тетради, календари. Выставка предусматривает активиза­цию творчества детей, письма героям, продолжение историй о герое, игры с героями и многое другое.

Выставка-дневник

Это могут быть дневники великих людей, писателей, частных лиц, которые можно рассматривать как документы эпохи («Дневник Тани Савичевой», «Дневник А.С. Пушкина» и др.). По желанию бывшие читате­ли библиотеки, учителя, родители могут представить и свои дневники.

Выставка-почта

Выставка с элементами почты, помогающая установить обратную связь с ребёнком на основе рекомендуемой литературы. Например, де­тям можно предложить написать письма литературным героям или ав­торам книг. Письма станут экспонатами выставки наряду с книгами. Положительный отклик такая выставка будет иметь у младших школь­ников.