Методические рекомендации к году литературы представили на сайте Муниципального автономного учреждения культуры «Межпоселенческая центральная библиотека» Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.
Рекомендую к внимательному изучению.
Повысить интерес детей и взрослых к классической и современной литературе, чтению помогут следующие формы библиотечных мероприятий:
— громкие чтения, предусматривающие чтение текста вслух с комментариями чтеца и обсуждением прочитанного;
— литературные чтения — художественное исполнение произведений, своеобразный «театр одного актера»;
— циклы чтений — посвящены каким-либо событиям или жизни замечательных людей;
— краеведческие чтения — нацелены на популяризацию литературы по краеведению.
Обсуждение книги — рассматриваются различные точки зрения по поводу определенной книги, разговор идет о ее художественных и содержательных достоинствах и недостатках. Обсуждается актуальность тематики, затронутых проблем, форма подачи материала и т. д. Подготовительный этап — подбор произведения и темы для обсуждения. Далее идет сбор и обработка информации: факты, мнения литературоведов и критиков, читательских оценок. Затем надо подготовить тезисы и составить план проведения обсуждения: введение читателей в проблему, перечень и последовательность задаваемых вопросов. В процессе обсуждения необходимо организовать обмен мнениями, резюмировать сказанное, оценить результат обсуждения.
Читательские конференции — активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей. Процесс проведения конференции зависит от желания присутствующих высказать свою точку зрения, услышать отзывы других, поспорить, отстаивая собственное мнение или, наоборот, согласиться. Читательские конференции дискуссионны, в их основе лежит обсуждение прочитанного. Читательская конференция является комплексным библиотечным мероприятием и посвящается определенной проблеме или теме. Цель конференции — привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение, если оно отличается от коллективного.
Виды читательских конференций:
— по произведениям художественной литературы, по одному произведению, по ряду произведений, объединенных одной темой (тематические), по творчеству отдельных авторов;
— конференции по изданиям специальной литературы (являются своеобразной формой повышения квалификации в трудовых коллективах);
— конференции с привлечением автора — форма встречи с писателем;
— читательско-зрительские конференции — обсуждение произведения связано с экранизацией его. Обсуждается трактовка режиссером идеи произведения, как выражена авторская позиция и т. д. От библиотекаря, в данном случае требуется и знание специфики кино.
— заочные читательские конференции — через средства массовой информации. В данном случае шире охват аудитории, больше возможности ознакомиться с мнением других читателей в любое удобное время и т. д.
Планируя обсуждение, необходимо определить примерное число его участников. Опыт показывает, что оптимальное число участников 25-30 человек. Расширение аудитории не позволит вовлечь в обсуждение всех участников и снизит эффект мероприятия.
Литературный праздник — это комплексное мероприятие, требующее серьезной подготовки. Праздник состоит из вступления библиотекаря, основной программы, в которую включены музыкальные фрагменты, инсценировки, художественные номера, конкурсы, соединенные общей темой как нитью, и заключением, где ведущий кратко резюмирует идею и итоги праздника.
— литературный утренник для дошкольника — это праздник, где ребёнок сможет порадоваться, поиграть во множество игр и увидеть наяву своих любимых сказочных героев. В подготовке и проведении мероприятия участвуют библиотекари, воспитатели и сами дети с инсценировками и художественными номерами.
— литературный бал может включать в себя художественное чтение, музыкальные и танцевальные номера, инсценировки литературных произведений.
Литературная ярмарка — комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые проходят одновременно. Это могут быть викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов. Например, литературная ярмарка «Чтение и литература в XXI веке».
Литературно-музыкальные салоны. Их суть заключается в камерном общении ограниченного круга знатоков и любителей классического искусства, проходящем преимущественно в небольших, уютных гостиных, иногда при свечах, у старинного или имитирующего старину камина, рояля. При отсутствии специального помещения в гостиную умело преображают читальный зал или его часть, особо оформленный уголок с мягкой мебелью и музыкальным инструментом.
Книжный аукцион — каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, чтобы у присутствующих появилось желание её прочесть. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов участников.
Литературный карнавал. Карнавал — это массовое народное гулянье с переодеваниями, театрализованными представлениями. В библиотеке можно провести карнавал литературных героев или карнавал литературных произведений, где каждое литературное произведение зрелищно презентуется.
Книжные жмурки. Библиотекарь предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плотной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость — получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с ребенком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.
Фольклорные посиделки — форма знакомства детей с устным народным творчеством, с художественной творческой деятельностью народа, отражающей его жизнь, воззрения, идеалы. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных традиций, выразитель народного самосознания. Каких только песен, сказок, преданий, былин, пословиц не создали они! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье — все отразилось в этом творчестве.
Экран прочитанных книг отслеживает динамику чтения детей. На стенд-экран, рядом с изображением рекомендуемых книг, дети прикрепляют свою фотографию после ее прочтения.
Конкурс читательских пристрастий — это то же, что и рейтинг популярных книг, основан на опросе/голосовании читателей/населения.
Флэш-моб (с англ, flash mob — «мгновенная толпа»). Мероприятие имеет эффект неожиданности и направлено на то, чтобы вызвать у случайных прохожих удивление и заинтересованность. Например, участники флэш-моба в желтых футболках и бейсболках с символикой библиотеки появляются неожиданно в определенном многолюдном месте города, одновременно открывают принесенные с собой книги и читают вслух в течение нескольких минут и так же неожиданно одновременно расходятся.
Библиокафе — игровой вариант информационной работы со старшеклассниками. Вывеска в стиле ретро, библиотекари — метрдотель и официантка. В меню — духовная пища фактов: «Новости свежие» из газет и журналов, ассорти «Путь к успеху», десерт «Бестселлер по …» (автору). «Меню» каждая библиотека составляет в соответствии со вкусами своих читателей и периодически обновляется.
Книжное кафе — рассказ о новых книгах стилизуется под настоящее меню. Например, рубрика «Морское ассорти» содержит два изысканных блюда японской литературной экзотики: «морской коктейль» из творчества Юкио Мисима и «суши-бар» произведений Харуки Мураками. Серия блюд «Жаркое под острым соусом» включала в себя легко усваиваемое блюдо — произведение Дарьи Донцовой «Фигура легкого эпатажа» и покрытую хрустящей корочкой приключений, сенсаций и неожиданных разгадок книгу Томаса Свона «Охота на Сезанна».
Дегустация литературных новинок — информирование о вновь поступившей в библиотеку литературе в кулинарном стиле.
Литературные экскурсии подразделяются на литературно-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга), историко-литературные (посвященные определенным периодам развития русской литературы), литературно-художественные (по местам, которые были местом действия в произведениях того или иного писателя).
Литературный гороскоп — мероприятие, построенное по типу гороскопа, где литература (книги, авторы) подобрана по знакам того или иного гороскопа.
Литературный каламбур — мероприятие, посвященное писателям с одинаковыми фамилиями или различным произведениям с похожими сюжетами, значений одного и того же слова (или двух сходно звучащих слов) с целью произвести комическое впечатление.
В массовом обслуживании самой популярной формой доведения художественных произведений до читателей библиотек является выставка.
Привлечь внимание пользователей к литературе помогает подача информации в новой, необычной форме: выставка-сюрприз «Бестселлеры русской классики»,выставка-анонс «Литературный гурман», выставка-хит-парад «Убойная сила боевика», выставки- раздумья «Поднимись до высокой прозы», «Книги для тех, кто любит думать и получать от этого удовольствие».
Выставка одного жанра
Представляя книги одного жанра — детектив, фэнтези, авантюрный роман, исторический роман, дамский роман и т.д., можно не только удовлетворить читательские потребности, но и помочь узнать о новых книгах с той же жанровой спецификой. Вышеперечисленные жанры будут интересны как подросткам, так и взрослым, а вот стихи, сказки, сказочные повести — учащимся начальных классов.
Названия: «С детективом не скучаем!»: новинки литературы детективного жанра», «Ах, детектив, детектив, детектив…», «Об истории нашей замолвите слово: исторический роман», «Открой удивительный мир поэзии!», «Смелые фантазии фэнтези», «В мире приключений и путешествий», «Горизонты фантастики», «Классика в новом формате».
Выставка-императив
Эта форма выставки подразумевает повелительное, категоричное, настоятельное требование, что отражается в концепции выставки или во время её публичной демонстрации, например, «Время читать! Выбери книгу!».
Выставка-раритет
На ней обычно представляют редкие, ценные издания, которые составляют сокровищницу библиотеки, фонд редких книг. Названия выставок-раритетов: «Книги — долгожители нашего фонда»: редкие и ценные издания, «Эксклюзивные издания из фондов нашей библиотеки», «Шедевры русского книжного искусства, «В мире старинных и редких изданий», «Сокровища нашей библиотеки», «Книжные редкости», «История редких изданий нашей библиотеки», «Литература в миниатюре».
Выставка «Литературный герой»
Выставка будет привлекать внимание детей и подростков. Темами выставок могут быть: «Кот Матроскин», «Домовёнок Кузька», «Шерлок Холмс», «Гарри Поттер». Сейчас легко организовать выставку «Гарри Поттер», так как вместе с книгами Дж. Роллинг издаются игрушки — фигурки героев, тетради, календари. Выставка предусматривает активизацию творчества детей, письма героям, продолжение историй о герое, игры с героями и многое другое.
Выставка-дневник
Это могут быть дневники великих людей, писателей, частных лиц, которые можно рассматривать как документы эпохи («Дневник Тани Савичевой», «Дневник А.С. Пушкина» и др.). По желанию бывшие читатели библиотеки, учителя, родители могут представить и свои дневники.
Выставка-почта
Выставка с элементами почты, помогающая установить обратную связь с ребёнком на основе рекомендуемой литературы. Например, детям можно предложить написать письма литературным героям или авторам книг. Письма станут экспонатами выставки наряду с книгами. Положительный отклик такая выставка будет иметь у младших школьников.