Формула богатства информационного общества: Иван Засурский

Перебирая черновики записей в своем блоге, нашла несколько интересных сохраненных ссылок, которыми было бы неправильно не поделиться. Пусть время уже прошло, хозяева социальной сети ВКонтакте поменялись уже несколько раз, но размышления Ивана Засурского аж 2011 года о возможности управления знаниями на базе социальной сети мне все еще кажутся весьма интересными…

Я обратился к руководству сети с предложением заняться организацией знания. «ВКонтакте» может оказаться бесконечно эффективным инструментом для следующего поколения России — а это может привести к реальному изменению качества жизни в стране.

Недавно я решил (по примеру Эйнштейна) разработать простую и понятную формулу, в нашем случае — описывающую то, что можно назвать богатством информационного общества (глупо определять его через ВВП, который растёт, даже если лес, к примеру, просто вырубить и сжечь). И вот к чему я пришёл.

formula_zassurskiБогатство информационного общества равно сумме знаний (под которыми понимается информация во всех её формах, включая научные и художественные произведения, образы и метафоры), умноженной на скорость распространения или оборота знаний, умноженной на доступ в квадрате, или $$$i = Knowledge x Speed x Access2. «ВКонтакте» совмещает в себе все три составляющих — сами знания (пока больше в мультимедийной форме), способ ускорить их распространение и собственно доступ к ним, который решает всё.

Примечательно, что польза от всей этой информации растёт в геометрической прогрессии в зависимости от того, какое количество людей может ею пользоваться. Ведь люди также могут коллективно работать над уточнением и развитием доступного знания, что с успехом продемонстрировала «Википедия» и другие современные интернет-ресурсы. Одним из важнейших параметров доступа является скорость обращения, или циркуляции, знания, которая зависит от его внутренней связности (интеграции в другие источники и контексты). Другим — уровень развития информационной экономики (инфраструктуры публикации и потребления информации). Третьим определяющим параметром является то, насколько лёгок доступ к информации, в том числе правовой режим, в котором находятся эти знания (в идеале — «общественное достояние»).

Богатство в информационном обществе — это инфраструктура знания и сила личности, имеющей возможность лёгкого доступа к информации и способной в полной мере её использовать. Так вот, я хочу сказать, что понял, почему мне так нравится «ВКонтакте». Я вижу потенциал. «ВКонтакте» победит, если станет основой инфраструктуры новой экономики знания. А для этого нужно столько всего сделать, что этого даже и не пересказать…

 

Источник: Давно «ВКонтакте» и дальше будут