БИБЛИОТЕЧНЫЕ УСЛУГИ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

“БИБЛИОТЕЧНЫЕ УСЛУГИ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ”– доклад с таким названием выпустил Pew Internet Project 22 января 2013 года. Проведение исследования было профинансировано фондом Билла и Мелинды Гейтс.

“Интернет имеет большое влияние на то, как люди ищут и получают информацию, а растущая популярность электронных книг трансформирует читательские предпочтения жителей Америки,” – считают авторы исследования. – “В этом изменяющемся ландшафте публичные библиотеки пытаются приспособить свои услуги к новой реальности”.

Доклад на доступном английском языке рассказывает о результатах социологического исследования, сделанного путем телефонного опроса американцев. Использовались как стационарные, так и мобильные телефоны.

Основные разделы доклада:
Роль библиотек для людей и общества
Что люди делают в библиотеках и на сайтах библиотек
Технологии, используемые в библиотеках
Что люди хотят от библиотек
Настоящее и будущее библиотек

Для затравки прикладываю один из графиков, на котором показана оценка пользователями необходимости предоставляемых услуг библиотеки:

Большинство из них было оценено как “очень нужные” (за исключением предоставления свободного помещения).
После предоставления графика в исследовании подробно рассказывается о каждой из функции, а также приводятся мнения библиотекарей по этому вопросу.
Вот что говориться о помощи библиотекарей в поиске информации:

Наша фокус-группа что библиотекари в целом играют очень важную роль в библиотеках, и у многих сохранились позитивные воспоминания из детства об общении с библиотекарями. Даже если и предлагалась автоматизация некоторых услуг для снижения расходов, наша фокус-группа видит будущее с библиотекарями как неотъемлемой частью библиотеки.

    Our focus groups considered librarians to be very important to libraries in general, and many had very positive memories of interactions with librarians from their childhoods. Even when they suggested automating certain services for the sake of convenience, our focus groups overwhelmingly saw a future with librarians as an integral part of libraries.

Некоторые сотрудники библиотек, участвовавшие в онлайн обсуждении сказали, что они ощущают что руководство не всегда осознает какую помощь в исследовании могут оказать библиотекари. Один из них написал: “Часто начальник будет рыть интернет часами, пытаясь найти информационные ресурсы, которые я могу предоставить за несколько минут”. Другой библиотекарь сказал, что большинство людей, включая студентов, не знают о исследовательских ресурсах, предоставляемых библиотекой, помимо книг: “Большинство студентов не имеют представления о базах данных и поэтому ищут информацию в Google, в то время как огромные ресурсы доступные онлайн в библиотеке остаются непознанными и неиспользуемыми”.

    Several library staff members who participated in our online panel said that they felt patrons were not always aware of the research assistance librarians can offer. One wrote, “Often a patron will troll through the internet for hours trying to find a form or information source that I could provide them in a matter of moments.” Another librarian said that most people, including students, didn’t know about the research resources offered by the library other than books: “Most students have no idea what a database is and therefore get their information from Google, while the tremendous resources available online from our library go unknown and unused.

Для желающих провести аналогичное исследование подробно описана методология исследования с формулами и опросными формами, понятными только для профессиональных социологов.

PS На этой неделе также вышли другие исследования американских исследовательских организций, о чем рассказано в блоге “Библиотеки и молодежь”