Краткая мотивирующая инструкция для медийного библиотекаря…

Гостевой пост в Библиотечных Штучках — от члена постоянного комитета рабочей группы “Библиотеки и социальные медиа” Марии Леншиной, а Библиотечная Штучка помогла его проиллюстрировать )

Краткая мотивирующая инструкция для медийного библиотекаря,
отправляющегося на конгресс РБА в славный город Красноярск

Самый простой способ

Вы решили стать блогером / медийным библиотекарем / гражданским журналистом / Наполеоном (ой, это лишнее!). Или не решили, но чувствуете потребность в использовании социальных сетей для презентации себя или своей организации миру. Или не чувствуете, но понимаете – надо. Тогда эта инструкция для вас.

Предположим, вы едете людей посмотреть и себя показать на конференцию. Вы собрались там выступить. Или не собрались, но едете. В любом случае, вы играете роль профессионала, а эта роль предполагает игру по определённым правилам. Если вы профессионал, то вы по определению участвуете в профессиональной коммуникации. Формы участия могут быть различными, но вы заинтересованы в том, чтобы этот процесс был вам практически полезен.

Один из самых простых способов рассказать о себе – фотография. Фотография не требует сложной работы мысли ни от автора, ни от зрителя. Зритель может увидеть картину целиком, а вам не нужно описывать её большим количеством отрефлексированных слов, напрягая мозг и затрачивая время. Вам нравится, когда коллеги делятся фотографиями с профессиональных мероприятий, на которые вы не смогли поехать? Не сомневайтесь, им тоже понравится, что вы не жадничаете. Даже если будет возможность посмотреть трансляцию, коллеги оценят ваше стремление быть им полезным.

Что снимать

Не многие из нас любят рассматривать «говорящие головы», но, к сожалению, большинство фотографий с конференций – именно они. С другой стороны, профессиональных фотографов среди нас тоже, как правило, нет. Как же сделать фотографию интересной и качественной не только технически?

Во-первых, нужно выбрать объект съёмки. Предположим, вы решили выбрать в качестве такого объекта докладчика. Снимать говорящего человека лучше с близкого расстояния. Для того, кто сидит среди множества людей, это не всегда возможно. Поэтому, если вы решили выбрать именно этот объект, сразу займите место в зале таким образом, чтобы никому не мешать, когда вы будете вставать для того, чтобы сделать фото. Хороший кадр может получиться, когда человек стоит у экрана и свободно рассказывает, а не читает по бумажке. Когда у него живая мимика, он увлечён, раскрепощён и весел. Но чаще мы видим коллег за кафедрой или конторкой. Попробуйте снимать чуть сбоку и поймайте такой момент, когда человек поднял голову от записей.

Поймать момент трудно, но вы, наверное, замечали, что профессиональные фотографы делают сразу несколько снимков, чтобы потом выбрать  лучший. Поступайте так же. Если вы снимаете на цифровой фотоаппарат или смартфон, потом просто удалите неудачные кадры. Не забывайте, что коллега, читающий доклад, может волноваться или быть неуверенным в себе, поэтому соблюдайте дистанцию и будьте незаметны.

Конечно, к такой фотографии обязательно потребуется текстовка – короткая запись, не только раскрывающая имя человека, его официальное положение, род занятий или место, откуда он приехал, но и поясняющая суть его выступления. Можно ли сделать это в двух словах? Конечно. Выберите самое интересное место в выступлении, наиболее острый момент или просто назовите тему выступления (она есть в программе). Конечно, вы можете написать и больше (кто вас знает, вдруг вы в душе писатель). Если вы решили вести репортаж с места события, и ваших сообщений будет больше одного, предупредите об этом зрителя во первых строках. Уместно в следующих сообщениях иногда напоминать об этом.

Снимать можно не только на заседании, но и в кулуарах. Если вы встретили коллег, с которыми давно не виделись или «развиртуализировались» на конференции, вы можете попросить кого-нибудь сфотографировать вас. Примите подобающие позы и улыбнитесь. Это будет постановочная фотография. Нужно напоминать, что подпись к фотографии с перечислением всех действующих лиц и их статусов, обязательна? Вы можете знать людей на снимке, но коллеги могут не знать их.

Но самые нескучные фотографии у вас могут получиться в неформальной обстановке: за обедом или при посещении достопримечательностей. Расскажите об этом: тем, кто не попал на конференцию, будет очень интересно посетить эти места, когда они попадут в город, где она проходила. Здесь ваша фантазия может ни в чём себя не ограничивать. Но помните: не все, например, любят, когда их снимают жующими. Есть люди, для которых принятие пищи – священнодействие. Уважайте чужие подходы к культуре! Договоритесь с коллегами, какие из неформальных снимков можно предъявить миру. И будет лучше, если вы расскажете о том, что вам на самом деле понравилось, что вы можете рекомендовать.

Как снимать

Для того чтобы сделать фотографию, сегодня уже не нужен фотоаппарат. Вы можете воспользоваться своим телефоном. Если у вас смартфон или планшет – это ещё лучше, потому что вы наверняка сможете опубликовать её сразу.

Если вы снимаете на цифровой аппарат, помните – заряд батарейки может закончиться в самый интересный момент. Всегда имейте с собой запасную пару. Чтобы подключиться к компьютеру, вам будет нужен USB-кабель для фотоаппарата. Продаётся в магазине, стоит копейки, места занимает немного. Просто суньте его в чехол и возите с собой.

Если вы пользуетесь смартфоном/планшетом, его требуется периодически заряжать. Не забудьте поставить своего маленького друга на зарядку, когда ложитесь спать в гостинице. Прибыв на место конференции, выясните, где находятся розетки. Они вам точно пригодятся.

Если вы хотите, чтобы ваши фотографии напоминали профессиональные, помните, фотоаппарат – только средство, главное – руки мастера. У снимка должны быть сюжет и  композиция. Сюжет – основа фотографии, ваш замысел. Отвечает на вопрос, что вы хотите сказать этим снимком. Композиция – строение снимка, расположение и соотношение его отдельных элементов, вместе составляющих единое целое. Если её нет, снимок «рассыплется» и будет ни о чём. Хотя иногда и это может стать изюминкой.

Среди жанров фотографии обратите внимание на репортаж. Специфика жанра заключается в умении поймать удачный момент и в умении выбрать удачный ракурс для съёмки. Главная особенность – документальность. Репортаж – тот же доклад, только в снимках. Он может состоять из одного «говорящего» кадра, в котором, как в капле воды, уместилось одно событие. А может представлять собой серию снимков. Эти снимки можно выстроить по схеме: предыстория, начало, герои, развитие, кульминация, финал, послесловие.

Где публиковать

Если ваши фотографии останутся в вашем телефоне, фотоаппарате или компьютере, вы сможете время от времени открывать их и наслаждаться воспоминаниями, в одиночестве или с друзьями. И это хорошо! Но лучше, если вашими хорошими впечатлениями смогут насладиться коллеги из других городов. Ещё лучше, если они будут наслаждаться в реальном времени (пока идёт конференция) или с небольшой задержкой. Нужно ли напоминать, что в дальнейшем, эти публичные фотокадры и фотофакты войдут в историю библиотечного дела?

Социальные сети – доступный, но огромный мир. Где же публиковать ваши замечательные и такие нужные исторические свидетельства? Для этого можно воспользоваться личной страницей (если вы используете её для профессиональной информации), страницей мероприятия (если она создана), страницей или группой вашей библиотеки, дружественными страницами и группами (если они дают вам такую возможность).

Hashtag on chalkboard

Замечательно, если в социальных сетях существует страница, которую организаторы создали специально для освещения мероприятия, на которое вы едете. Выясните у организаторов, можно ли вам ею воспользоваться. Как правило, организаторы приветствуют ваше горячее желание пиарить их событие и, возможно, одарят вас хештегом. Хештег это метка, которая облегчает поиск по теме, им вы будете снабжать ваши сообщения, чтобы их можно было найти. Он особенно важен, если вы будете публиковать сообщения не на официальной странице мероприятия, а в других местах: группах или страницах.

Остальные секреты библиотечного блогинга вам расскажут на Школе библиотечного блогера 14 мая с 10 до 14 ч.
по адресу:  Красноярск, ул. Карла Маркса, д. 114, Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края, 2 этаж, аудитория 29.

Несколько напутственных слов вдогонку

Не боги горшки обжигают! У вас всё получится! Удачи, счастливого пути и хорошего настроения!