Обсерватория культуры в социальных медиа

ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ВИЗУАЛЬНОГО И КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ

Реферат.
Культуре дабл-пост, в основе которой лежит цифровой «Большой стиль», присущ особый кине(сте)тический формат, характеризующийся виртуализацией пространственного, тактильного и телесного. Доминирование визуального порождает стремление человека к физическому опыту переживания вещественной осязаемости окружающего мира и собственной телесности. Преодоление недостатка тактильного в культуре происходит либо через актуализацию непосредственного кинестетического опыта, либо через опосредованную визуальную кинестетику.
Постнеклассическое искусство (медиа-арт, инсталляции-лабиринты, зеркальные комнаты) предлагает невозможные прежде способы перцепции, конструирования и физического освоения многомерной визуальной реальности. Тактильные и кинестетические ощущения начинают выступать в роли «дополненной» виртуальности при коммуникации зрителя-участника с нематериальными, визуальными пространствами и образами. При этом кинестетическое и визуальное формируют встречные «потоки» чувственного восприятия, которые пересекаются, накладываются, интерферируют, образуя принципиально новую пространственность и образность.
В результате интерференции визуального и кинестетического в произведениях постнеклассического искусства создаются сложнопересеченные фрактальные пространства, которые предоставляют человеку всю полноту телесного присутствия через одновременное сосуществование его физического тела и бесконечного множества взаимоисключающих телесных рефлексий, переживаемых в формате опосредованной визуальной кинестетики.
В статье с культурологических позиций рассматривается история лабиринтов и зеркальных комнат и анализируются медиаперформансы Ф. Декуфле, Ч. Сандисона, театра «Cloud Gate» и др., кинофильмы, сюжетно или композиционно связанные с лабиринтом («Куб», «Бегущий в лабиринте» и др.) и арт-инсталляции с зеркальными комнатами Л. Самараса, Я. Кусамы, Т. Франка, С. Сала и др.

Ключевые слова: #постнеклассическое #искусство, #визуальное, #кинестетическое, визуальная кинестетика, #фрактальность, цифровое искусство, #лабиринт, зеркальная комната, дополненная виртуальность, арт-инсталляции, #кинематограф

Для цитирования:
Николаева Е.В. Интерференции визуального и кинестетического в постнеклассическом искусстве // Обсерватория культуры. 2016. Т. 13, № 4. С. 399—409.

Читать статью целиком: http://ift.tt/2m2xApB via Обсерватория культуры. Журнал http://ift.tt/2mzr5hk