Социология чтения

booksВ последние годы интерес к чтению в России продолжал снижаться. Об этом свидетельствуют данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), опубликованные накануне. ВЦИОМ сравнил эти данные с результатами похожих исследований, проводимых в 1990-х и начале 2000-х годов и проследил динамику изменений.

Так, по данным нынешнего опроса, постоянно (практически ежедневно) читают книги 22% респондентов (в 1996 году — 31%). Обращаются к книге от случая к случаю 42% опрошенных (в 1996-м — 49%). В то же время никогда (или очень редко) не читают книги 35% опрошенных (в 1996-м — 20%). Кстати, в 2005 году ВЦИОМ сообщал, что не читают книги 37% опрошенных. Аудитория газет, по последним данным, заметно больше — 36% «ежедневных» читателей, аудитория журналов — меньше — 19%.

Основная группа читателей книг — женщины (27%), люди в возрасте 25—44 лет (48—50%) и те, кто имеет высшее (незаконченное высшее) образование (45%). Больше всего «читающих» — в Северо-Западном федеральном округе (29%), а «нечитающих» — в Поволжье (41%). Кстати, в 2005 году самым читающим городом страны был признан Санкт-Петербург.

В настоящее время имеют дома около 100 книг 44% респондентов (в 1997 году — 34%), от 100 до 300 книг — 21% опрошенных (1997-й — 23%), от 300 до 500 — 9% (1997-й — 11%), от 500 до 1000 — 4% 1997 — 6%), свыше 1000 — 2% (1997 — 4%). Вообще не держат дома книги 16% (в 1997 году — 22%, в 2005 году — 34%).

Предпочтения по жанрам у современных читателей распределяются следующим образом. Самыми популярным являются классические историко-приключенческие романы (А. Дюма, М. Дрюон и т.п.) — их выбрали 26% респондентов (в 2002 году — 22%). Далее следуют: русская и зарубежная классика — 25% (2002 — 19%); «женский» детектив — 25% (2002 — 24%); классические зарубежные детективы — 19% (2002 — 25%); современная русская и зарубежная литература — 16% (2002 — 12%); современные романы и переиздания об истории дореволюционной России — 16% (2002 — 11%). За прошедшие годы упала популярность российских «крутых» боевиков (с 22% в 2002 году до 14% в 2009-м), советских и современных «милицейских» детективов (с 21% до 15%), переводных любовных романов (с 17% до 13%). Обращает на себя внимание рост популярности «литературных» детективов (Б. Акунин, Л. Юзефович и т.п.) — с 8% до 14%, фэнтези и «сказочной» фантастики (Дж.Р.Р. Толкиен, Дж.К. Роулинг и т.п.) — с 6% до 10% и особенно поэзии — с 5% до 11%.

Основные источники приобретения книг для чтения, по данным последнего опроса, следующие. 51% респондентов берут книги у друзей, знакомых, родственников, 46% — покупают (в магазинах, ларьках и т.д.), 37% — берут в домашней библиотеке, 14% — берут в городской библиотеке, 7% — скачивают из Интернета или читают в Интернете. Это даже больше доли тех, кто заказывает обычные книги через Интернет или почту (2%). Популярность «электронного чтения» обращает на себя особое внимание, так как показывает возрастающее влияние «Всемирной паутины» на книжный рынок.

ВЦИОМ также сообщает, что покупают книги, как правило, более обеспеченные респонденты (56%), они же чаще всего скачивают книги из Интернета (13%). Малообеспеченные граждане предпочитают брать книги у знакомых (54%) или в домашней библиотеке (40%). Доля покупающих наиболее высока в группе респондентов до 45 лет (50—54%), доля «берущих» у знакомых — в группе до 59 лет (51—55%). Домашней библиотекой пользуются преимущественно люди от 60 лет и старше, скачивают книги в Интернете — молодежь (до 34 лет — 14—16%).

Всероссийский опрос был проведен ВЦИОМом 23—24 мая нынешнего года. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Источник: http://www.knigdelo.ru/

Related posts

3 thoughts on “Социология чтения

  1. Доброго времени суток! Не вижу условия использования информации. Можно ли копировать написанный вами текст на свой сайт, если ставить ссылку на эту страницу?..

    1. shikate

      На мою страницу можно и не ставить — там указан источник информации, все согласуйте с ним.

  2. И.Н.

    Спасибо!

Comments are closed.