Книжный “Макдональдс” – коментарии россиских экспертов

Недавно Библиотечные штучки писали о экспресс-книгомашине, установленной в книжном магазине Blackwel в Лондоне. Теперь в сети начали появляться комментарии российских экспертов о новых возможностях современного книгоиздания и подробности о самой машине:

expresso book machineМашина может отпечатать, сшить и переплести книгу в течение нескольких минут прямо на глазах у клиента. Скорость печати – 110 страниц в минуту (при черно-белой печати). Внутренний формат машины – PDF. Объем книги – от 40 до 850 страниц, размер – от 4,5″ x 4,5″ до 8,5″ x 11″. Используются стандартные листы A4, листы А3 для обложек, тонер, чернила и клей. В базе устройства – 400 тыс. наименований, в основном это книги, тираж которых раскуплен, или те, что давно не переиздавались. В дальнейшем каталог планируется расширить до 1 млн единиц.
Для Blackwell EBM стоила около $175000, при этом компания ожидает, что она окупится в течение года.

Агентство комментариев опубликовало мнения российских специалистов книгоиздательства по этому поводу. Со всеми комментариями можно ознакомиться в публикации Сообщества “Книжный бизнес”, я же хочу процитировать некоторые библиотечные аспекты этого вопроса.

Дмитрий Манин, физик, программист, автор сетевых литературных игр

С точки зрения читателя, это – замечательное и долгожданное новшество. Оно должно занять промежуточную нишу между библиотекой (с межбиблиотечным абонементом) и традиционным книжным магазином, продающим новинки.

С точки зрения книгоиздателя, правообладателя и книжного магазина мне тоже видятся одни достоинства. Для издателя – это возможность снизить первичное вложение в издание, а также собирать по зернышку доход с книг, которые невыгодно печатать сразу большим тиражом. Для магазина – это огромная экономия складских и торговых площадей, занятых неликвидом, который кому-нибудь когда-нибудь понадобится. Для правообладателя – источник дохода, которого иначе не было бы, от книг, потребители которых слишком малочисленны и рассеяны в пространстве-времени.

Но все это может реализоваться только при условии, что цена книги окажется в доступном диапазоне. Как правило, книжный автомат будет конкурировать с библиотекой, в которой книгу можно взять бесплатно, но не сразу и только на время, предлагая ее за деньги, но сейчас же и навсегда. Сколько стоит это преимущество, я не знаю, но думаю, что не очень дорого. Между тем, чтобы машина за 175 тысяч долларов окупилась за год, она должна приносить почти полтысячи чистой прибыли в сутки. Это 50 десятидолларовых книг каждый божий день. А ведь надо еще накинуть авторские отчисления правообладателю, стоимость бумаги и краски, обслуживание, электричество… Боюсь, что такая экономика не будет реальна, разве что пока машина будет любопытной новинкой.Дальше же без существенного снижения цены на нее дело, вероятнее всего, обречено заглохнуть. Хорошо бы этого не случилось.

Алексей Ильин, генеральный директор, главный редактор “Альпина Бизнес Букс”

На мой взгляд, услуга Print on Demand будет востребована в России и завоюет свою (небольшую) нишу. Услуга Print on Demand востребована прежде всего для продаж книг, тиражи которых распроданы. Главный актив издателей – контент, и издатели заинтересованы в его максимальном использовании. Однако я не ожидаю, что Print on Demand произведет революционные изменения на рынке. Дело в том, что себестоимость экземпляра получается очень высокой.

Алексей Кузменко, заместитель коммерческого директора, руководитель направления по продаже книжной продукции OZON.ru

Как, по Вашему мнению, отнесутся к изобретению книгоиздатели?

Отнесутся положительно, т.к. это, по сути, еще один канал продаж их продукции. Причем с их стороны все затраты сведутся только к решению вопроса с авторскими правами.

Может ли распространение EBM способствовать учащению случаев нарушения прав авторов произведений?

Вполне может. При снижении цены на такие машины будет все труднее отследить, все ли розничные точки, оснащенные такими устройствами, полностью соблюдают авторские права, и нет ли у них возможности печатать некоторые произведения нелегально.

Будет ли востребована EBM?

Безусловно, будет, ведь интерес, например, к изданиям out of print, как показывает практика, в сегменте продаж тех же электронных книг, весьма огромен.

Каковы могут быть особенности ее применения?

Ну, например, такие машины могут располагаться стационарно не только на территориях самих розничных книжных магазинов, но ведь и те же интернет-магазины могут предлагать своим клиентам услуги по печати и доставке изготовленных с помощью ЕВМ экземпляров.

Каким, на Ваш взгляд, будет отношение к новшеству российских читателей?

Позитивное – при адекватной стоимости самой услуги и большой широте предложенного ассортимента.