Сам себе Гутенберг

expresso book machineМИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ в газете “Новые Известия” от 12 мая 2009 года рассказывает о том, что “Мир стоит на пороге революции в книгоиздательстве” (далее цитирую полностью).

А после этой заметки я разместила видеосюжет о том, как эта машина работает и несколько интересных ссылок,  так что не пропустите.

В самом популярном у жителей Лондона книжном магазине «Блэкуэлл» установлен автомат, сразу же получивший прозвище «эспрессо-книгомашина». И если кофеварочному агрегату для приготовления чашки «эспрессо» требуется минута, то посетитель «Блэкуэлла» через пять минут получит экземпляр книги, разыскать которую в торговой сети он уже отчаялся. В перспективе такими машинами предполагается оснастить все книжные магазины Британии. Отношение к новинке самое разное – от восторга у клиентов до опасения книгоиздателей, что вторжение чудо-автоматов на рынок подорвет их бизнес. Российские эксперты, рассматривая изобретение в контексте массовой культуры, видят в нем и немало плюсов. Прежде всего то, что «книгомашина» опровергает миф об уходе читателя в Интернет.

Три года назад американские СМИ сообщили об изобретении специалистом в области полиграфической техники Джейсоном Эпстайном устройства, сравнимого по значению с типографским станком Иоганна Гутенберга. Автомат со скоростью 100 страниц в минуту печатает, брошюрует и переплетает в твердую обложку книги, существующие в электронной версии. Демонстрации «эспрессо-книгомашины» прошли в США, Канаде и Австралии. В конце апреля доступ к такой машине получили посетители магазина «Блэкуэлл» на Трафальгарской площади Лондона.

Поначалу они отнеслись к новшеству как к аттракциону: весь технологический процесс протекает у вас на глазах. Однако через несколько дней сотрудники магазина уже вели предварительную запись. Дело в том, что в компьютерной базе автомата 400 тыс. названий, причем в основном это книги, тираж которых раскуплен, или те, что давно не переиздавались. К осени авторы проекта намерены расширить каталог до одного млн. единиц. Если все пойдет так же успешно, как началось, в будущем эти машины появятся во всех книжных магазинах Британии.

Управляющий магазина Эндрю Хатчингс уверен, что машина может существенно изменить систему продажи книг. «Она создает новые перспективы как для независимых книгоиздателей, так и для читателей, – поясняет г-н Хатчингс. – Если вам дано выбирать из миллиона книг – это, согласитесь, впечатляет».

Впрочем, у изобретения Джейсона Эпстайна появилось и много врагов. Несколько современных авторов выразили опасения, что широкое внедрение «книговарок» приведет к расцвету пиратства. В ответ книготорговцы уверяют, что вопрос об авторских правах ими решен. Деньги с продаж будут отчисляться так же, как если бы книгу напечатали в типографии. В свою очередь, книгоиздатели, специализирующиеся на первоизданиях, боятся, что изобретение обрушит их рынок. Стоит «сваренная» книга дороже, чем обычная, зато ее не надо разыскивать, унося из магазина через несколько минут и чувствуя себя в самом деле немного Гутенбергом.

«Формы борьбы в культуре, даже связанные с внедрением новых технологий, никогда не вели к гибели, но, как правило, к сложной трансформации того, что уже существует, – рассказал «НИ» руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-Центра», автор многих статей о современном книжном рынке Борис Дубин. – Точно так же 10 лет назад опасались, что Интернет убьет «бумажную» литературу. На первый взгляд новая форма книгоиздательства имеет сплошные плюсы. Но я убежден, что авторы по-прежнему будут предпочитать иметь дело с издателями, а те сделают все, чтобы не допустить вторжения автоматов на свою территорию. А вот для массового читателя такая «укороченная» форма доступа к книге привлекательна. Это изобретение я рассматривал бы в контексте демократизации, «массовизации» современной культуры на всех ее этажах». По мнению собеседника «НИ», сравнение машины с кофейным автоматом очень уместно. «Такой «книжный фаст-фуд» не мина, заложенная под традиционное книгоиздательство, но точный ответ на запросы времени. Можно сказать, идея чего-то подобного носилась в воздухе. Но вот насколько перспективно это направление, сказать пока трудно», – добавляет Борис Дубин.

Ссылки по теме:
Статья о новой услуге на сайте книжного магазина Blackwell
Сайт проекта Espresso Book Machine
Перечень организаций, где установлена или выставлялась эспрессо-книгомашина
The Library of Alexandria, Alexandria, Egypt
The World Bank InfoShop, Washington, DC (exhibition, 2007)
The New York Public Library, New York, NY (exhibition, 2007)
The New Orleans Public Library, New Orleans, Louisiana
The University of Michigan Library, Ann Arbor, Michigan
The University of Alberta Bookstore, Edmonton, Canada
McMaster University Bookstore, Hamilton, Canada
The University of Waterloo Bookstore, Waterloo, Canada
Northshire Bookstore, Manchester Center, Vermont
Angus & Robertson, Melbourne, Australia
NewsStand UK, London, UK
Open Content Alliance, San Francisco, California
McGill University Library, Montreal, Canada (coming spring 2009)
Blackwell Bookshop London, UK (coming spring 2009)
Brigham Young University Bookstore, Provo, Utah (coming spring 2009)

4 Comments

  1. К сожалению, сюжет посмотреть не могу (лимитированный траффик), а вот тема Вашего поста очень понравилась. Во-первых, подобный аппарат позволит привлекать новых посетителей в книжные магазины (или удержать старых), главным образом, "продвинутую" молодежь. Во-вторых, всякие новинки в книжном деле – это есть хорошо. Но вот насколько этот аппарат окупаем? И что было бы, если бы его поставили, скажем, в библиотеке?

    1. Идея действительно хорошая, и рассматривается библиотеками. Но поскольку дело новое, окупаемость пока не посчитали. А насколько я поняла из списка организаций, где уже стоит такая машина, библиотек там немало 🙂
      Надо будет почитать на их сайтах комментарии об эффективности использования

  2. I.N.:

    Очень интересно! Большое спасибо!

Комментарии запрещены.