Как я стала читателем…

читательский билетЯ работаю в библиотеке с сентября 2001 года, то есть уже больше 13 лет. И все это время у меня не возникало необходимости иметь личный читательский билет – все или почти все, что мне было нужно, можно было осуществить с удостоверением сотрудника.
Но с развитием новых информационных технологий в библиотечном деле все больше сервисов требуют авторизации с помощью читательского билета, поэтому я решила, что настало время.
Это стало настоящим приключением, о котором я многократно рассказывала во время новогодних праздников, и мне посоветовали положить эту “сагу” в текст. Так что – стараюсь. Возможно, это будет история в нескольких частях.

ИТАК – чтобы стать читателем библиотеки в нее надо в первую очередь записаться.
Недавно меня спрашивали – “если я проездом в Москве и не захватила с собой дипломы – меня запишут?” Отвечаю – если Вы не забыли паспорт, то запишут без проблем. Причем занимает это минут пять. Дольше всего – самостоятельно вручную заполнить анкету (они разложены в зоне записи). Насколько я замечала – очереди на запись длинной не бывает, возможно это связано с тем, что установлена оперативная электронная очередь, и работает несколько сотрудников.

Я уже была записана в библиотеку раньше, в студенчестве, но еще до эпохи пластиковых читательских билетов, о чем я и сообщила сотруднице. К сожалению (или к счастью) эта база данных не интегрирована в сегодняшнюю, поэтому я записалась как совсем новый читатель.
Раньше нельзя было выбрать, в какой читальный зал записаться, и мы очень тряслись, чтобы однокурсников записали в один зал – чтобы удобнее было друг для друга книжки продлевать. Сегодня меня вежливо спросили, в какой зал я хочу быть записанной (возможно, это потому, что я сотрудница). Я выбрала второй, так как кафедра выдачи на том же этаже, где я работаю (“будет легче книжки носить”, подумала я, и была права).

После внесения данных в компьютер меня сфотографировали, при этом вежливо предложили посмотреть, как я получилась. К сожалению, это сделать было не очень удобно (монитор спрятан за кафедрой, через которую будущему читателю надо перегнуться), и похоже, я была единственная, кто не просил переснять (лично я уверена, что на второй раз будет еще хуже, опыт подсказывает).

Получив заветный читательский билет, я пошла его опробовать. Первое, что мне, естественно, захотелось опробовать – доступ к лицензионным ресурсам (подпадающим под авторское право). Тут важно отметить, что если раньше (давно) доступ с любого компьютера РГБ был ко всему, то теперь для любого закрытого ресурса кроме компьютера в сети РГБ необходима еще и авторизация с помощью читательского билета и пароля (его стандартно выдают вместе с билетом, но можно в любой момент поменять).
Я наконец-так смогла на своем компьютере посмотреть диссертации! (Раньше для этого надо было сходить в специализированный зал).
Походя нашла некоторые нестыковки в новой базе по периодике, но об этом напишу, когда найдем решение проблемы. Одно отмечу сразу – именно в этот момент я поняла, что работая в библиотеке, и реализуя в ней проекты для читателей, надо ОБЯЗАТЕЛЬНО тестировать его как читатель. Даже если ты знаешь, как это работает, не факт что оно работает для читателей! Не факт, что оно их удовлетворит… Но это лирика.

электронный каталогЧто делает читатель, после того, как запишется в библиотеку? Правильно, заказывает книги! Я решила сфотографировать книги А.Азимова из фондов РГБ, заказал их на читательский билет. Поискав по каталогу АЛЕФ, я не нашла записей с электронным заказом, и пошла в читательскую зону к электронному киоску – заказывать книжки оттуда (За фото спасибо Людмиле Ульевой, рассказавшей о своем визите в РГБ в своем фейсбуке в декабре этого года).
В киоске используется интерфейс вовсе не Алефа (и база может запаздывать на пару недель). Он больше похож на тот, который виден при поиске c первой страницы библиотеки (но тоже не идентичен ему полностью). В нем есть такие графы как “распечатать требование” и через сколько будет книга доступна (чаще всего это два варианта – через 2 часа из основного хранения или через 15 минут из подсобного фонда).
Киоск снабжен удобной клавиатурой, с мышкой у меня сначала возникло недопонимание, но мы быстро справились. Не сразу считывается штрихкод с читательского билета, но здесь тоже надо просто приноровиться.
Что намного важнее и сложнее – это то, зачем все это делается.
Итак, напомню – я работаю в библиотеке уже 13 лет. И я знаю, что электронный заказ распространяется только на некоторое количество шифров (в основном на литературу нонфикшен, так что Азимов сюда не слишком подходил). Но я пришла к электронному устройству, и вывела требования из компьютера, который зафиксировал данные моего читательского билета, и на мониторе – рядом с символом принтера – было написано, что книга будет доступна через 2 часа. Я, испорченная цивилизацией, полагала, что никуда относить эти требования уже не нужно. И лишь внутреннее сомнение надоумело меня переспросить у работников зала. Я была “слегка” разочарована.
Спустившись с третьего этажа на второй я радостно принесла распечатанные листочки на кафедру приема заказа, и тут на меня посмотрела улыбающаяся девушка и вежливо так спросила: “А у вас есть ручка?” Этот удивительный вопрос поставил меня в тупик, мне не объяснили природу этого интереса, но потом оказалось, что надо было расписаться на каждом требовании.
Но это было не самое главное удивление. Дальше девушка вернула мне несколько требований, сообщив: “Это в Химках”.
Для тех, кто не в Москве: Химки – это город в ближайшем Подмосковье, где находится одно из зданий РГБ. Чтобы добраться до Химок из основного здания РГБ, надо выйти, одеться, проехать на метро минут 40, дальше на маршрутке еще столько же или на электричке. Если честно – я никогда в жизни не была в том здании (хотя бывала рядом). Так вот, у меня сразу возник вопрос читателя: “ЗАЧЕМ ВЫ ПИСАЛИ, ЧТО КНИГА ДОСТУПНА ЧЕРЕЗ 2 ЧАСА?” На всякий случай – я полагаю, что читатели моего блога в основном библиотекари, так что пишу я это скорее для фиксации своего опыта и каких-то производственных выводов, а не чтобы отпугнуть потенциальных читателей от библиотеки.
Итак, библиотекарша, взглянув на шифр, легко определила что эта книга находится в Химках, а компьютер этого сделать не смог? Это меня удивило, но скоро нашелся ответ. Дело в том, что в настоящее время в библиотеке происходит большое движение фондов, и изменения в расположении фондов часто меняются. Так что точной информацией о том, какие издания по шифрам уже уехали в Химки, а какие нет, с полной достоверностью сказать не может никто. Чаще всего это выявляется при проверке в хранении, поэтому необходимо проверять отказы. Некоторые опытные сотрудники на приемке требований могут отсечь часть заказов сразу, но далеко не все.
Ладно. Эта история понятная, давно существовавшая в библиотеке, ничего особенно нового.
Но дальше я была ШОКИРОВАНА. Одно требование девушка мне возвращает со словами: “А это – электронный заказ”. Еще раз повторюсь – я только что стояла у суперсовременного агрегата, который считал данные моего читательского билета, и зафиксировал мое желание заказать это издание. “И что, – наивно поинтересовалась я, – здесь ничего не надо?”
“Сходите в А-101,” – получила я ответ. Для этого мне пришлось послушно спуститься еще на один этаж. В аудитории стояли компьютеры, на которых был запущен Алеф (кстати – это неспроста, ведь сам по себе алеф настроен так, чтобы сбрасываться через некоторое время на начальную страницу РГБ). Дождавшись консультанта, я поняла, что могла и сама сделать это со своего рабочего места – заказать книгу через компьютер.
Но вот здесь ситуация уже немного другая. Зачем заставлять человека распечатывать бланк заказа, если его не надо распечатывать? Ведь здесь очень четко запрограммирована система шифров – и все издания, хранящиеся под этим типом шифра заказываются только через электронную форму. Почему не вывести эту информацию для читателя на экране? Или на распечатанном требовании? Зачем заставлять читателей бесконечно ходить по коридорам? Надо хотя бы повесить объявление рядом с киоском, что если шифр начинается на “2” (или другие соответствующие цифры, я, кстати, не сумела быстро найти эту информацию на сайте библиотеки, потом вспомнила, что она есть на странице поиска по АЛЕФ: «Документы с шифрами 1 99, 1 00 — 1 11; 11 99, 11 00 — 11 11; 2 99, 2 00 — 2 11; 12 99, 12 00 — 12 11 заказываются только через электронный каталог» (со временем появляются новые шифры).)
Вывод в целом – эти замечания, конечно, не критичны. И с ними можно смириться. Но именно смириться. И вовсе не получить от общения с библиотекой необходимый “ВАУ-эффект”.

Пожалуй, я остановлю свою сагу на сегодня (пусть на немного грустном моменте). Но именно столько впечатлений я успела получить как читатель библиотеки в первый день. В следующей серии – как я читала книги 🙂