Круглый стол “Технологии конструирования будущего для библиотек, музеев, архивов”

Круглый стол “Технологии конструирования будущего для библиотек, музеев, архивов” состоялся 20 ноября 2013 года в рамках Объединенной международной научно-практической конференции “Электронный век культуры” и “EVA 2013 Москва”.

Круглый стол организован Российской библиотечной ассоциацией, журналом «Библиотековедение», журналом «Медиатека и Мир», Некоммерческим Фондом “Пушкинская Библиотека” и некоммерческим партнерством «Лидеры и инновации в библиотеках».

Информационная поддержка, интернет-трансляция и видеозапись круглого стола организована Ассоциацией электронных библиотек.

Как узнать свое будущее и сделать его лучше?

Проблема будущего книг и библиотек является одной из ведущих тем современного библиотечного дискурса. Даже тема последнего конгресса Всемирной ассоциации библиотечных ассоциаций и организаций (ИФЛА) в Сеуле в августе 2013 года была посвящена вопросам будущего: «Будущее библиотек: бесконечные возможности».

Журнал «Библиотековедение» также поднимает тему будущего уже не в первый раз. Специализированная дискуссия о будущем библиотек и книг, о возможности применения в книжной отрасли форсайтных исследований была инициирована в рамках XVI Национальной выставки-ярмарки «Книги России». Круглый стол «Книги в России: будущее, которое мы созидаем» собрал книгоиздателей, книгораспространителей и библиотекарей, чтобы поделиться инновационными проектами, которые воплощают работающие с книгами специалисты. Пытаясь выявить, какой тренд будет приоритетным в будущем, как бизнес, так и государственные учреждения, реализуют совершенно разные модели нового существования информации и книги, в том числе мультимедийные издания, книга по требованию, новые формы обслуживания читателей (доступна видеозапись круглого стола).

В рамках осенней Московской международной книжной выставки-ярмарки тема получила развитие во встрече библиотекарей и писателей-фантастов на круглом столе «Будущее книги: технологии фантазии»  (доступна видеозапись круглого стола).  На этом мероприятии участники постарались разобраться, насколько наше видение и  взгляд наших современников влияет на то, каким станет будущее, и можно ли влиять на формирование будущего с помощью фантастической литературы.

Методология и подходы к конструированию будущего

Круглый стол “Технологии конструирования будущего для библиотек, музеев, архивов”  поставил целью выработать более конкретные подходы к формированию будущего библиотек и других учреждений культуры.

«У всех участников дискуссии разные, иногда диаметрально противоположные, взгляды на будущее, – было сказано в анонсе круглого стола, – но всех объединяет желание и необходимость заниматься традиционными объектами культурного наследия (книгами, экспонатами, архивами) в меняющейся цифровой среде. Интересным для выработки общих целей, задач и подходов является метод формирования будущего в виде форсайта. Это особенно важно в условиях взаимосвязи между государством, обществом, культурой и бизнесом. Культурная политика должна строиться на основании абсолютно ясного видения будущего, прозрачных поэтапных шагов в деятельности государства и бизнес-структур, направленных на рост интеллектуального потенциала граждан».

Дискуссию открыло выступление начальника управления специальных проектов Российской государственной библиотеки НИКОНОРОВОЙ Екатерины Васильевны «Технологии работы с будущим как методология современной гуманитарной науки». Рассмотрев вопросы сущности будущего в контексте постнеклассической науки, Е.В.Никонорова отметила что “Будущее представляет собой трансформацию настоящего в направлении желаемого”, при этом оно является результатом синергетического действия.

Сегодня проектировать будущее невозможно волюнтаристски, и роль науки в конструировании будущего все больше возрастает, поскольку необходима сложная проработка человекоразмерных систем. Кроме того, прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно, и влияют друг на друга — ведь и сейчас мы можем найти, например, библиотеки всех видов: от архаичных изб-читален, до суперсовременных и инновационных библиотек, существующих в одном пространстве.
Понимая, что наша цель – конструирование устойчивого будущего для библиотек, музеев и архивов, Е.В.Никонорова выступила с предложением инициировать разработку и проведение форсайт-исследования, объединив усилия тех ведомств, в рамках которых собравшиеся осуществляют свою деятельность (в частности, Министерства культуры, Министерства образования и науки, Министерства связи и массовых коммуникаций, Минэкономразвития, Федерального архивного агентства), а также с привлечением неправительственных организаций, таких как Открытое правительство, Торгово-промышленная палата, Общественная палата, Российская библиотечная ассоциация, Российский книжный союз, Российскую гильдию книжников, Союз писателей, а также другие неправительственные организации, которые представляю библиотеки, музеи, архивы).


С подробным докладом и презентацией “Форсайт и дорожные карты как инструменты формирования будущего: перспективы развития библиотек и музеев” перед участниками дискуссии выступил Константин Олегович ВИШНЕВСКИЙ , научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”, руководитель проекта в области Форсайта и дорожных карт.

Впервые слово “Форсайт” в 1930 году употребил писатель-фантаст Герберг Уэльс, который в своем выступлении на BBC предположил, что миру будут требоваться “профессора предвидения”, которые будут определять, каким будет будущее, и что мы должны делать, чтобы это будущее состоялось. Но как наука он стал развиваться в середине 20 века, а в Россию по-настоящему пришел в веке XXI.
Форсайт предназначен не столько для предсказания будущего, сколько для его формирования, причем для формирования наиболее желаемого образа будущего. В последнее время форсайт все чаще используется для разработки крупных социально-экономических программ. Он содержит десятки разных методов из разных областей знания.
1 этап – собрание доказательной базы – изучение источников, существующих в настоящий момент.
2 этап – привлечение специалистов, которые также могут проанализировать качество выполнения первого этапа и определить, какое кодифицированное (или нет) знание еще существует в данной области.
3 этап – креативность – подумать,какие неожиданные повороты в развитии будущего могут существовать (например, метод wild cards).
4 – обеспечение взаимодействия – вовлечение в процесс форсайта всех ключевых заинтересованных сторон, и (хотя это часто забывается) необходимо вовлекать население как ключевого потребителя.
Дорожные карты, так часто появляющиеся в нашем обиходе, являются результатом форсайта. Это своеобразный план-маршрут по достижению заданных целей. При их составлении применяется принцип интерполяции, когда сначала создается желаемый образ будущего, а затем формируется последовательность событий, которым необходимо случиться, чтобы это будущее наступило.

Форсайт и дорожные карты успешно интегрируются в реализацию государственной политики в разных странах, например в Японии, где было проведено комплексное исследование во всех сферах государственной политики. Тема библиотек и книг не стала исключением, и уже 10 лет назад там предсказывается бурное развитие планшетов. В другом исследовании предполагается, что к 2017-20 году электронные устройства могут занять до 1/3 всего рынка. Вообще в целом проблема сосуществования бумажных и электронных книг вызывает интерес исследователей в разных странах, и этому посвящено несколько отдельных сценариев.
В музейном деле тоже есть несколько проектов, один из них – посвященный музеям в цифровую эру – был выпущен в октябре 2013 года.
Несмотря на наличие некоторых проектов, в библиотечной и музейной сфере ощущается недостаток проектов, который может быть устранен за счет проведения комплексного форсайта, направленного на выявление общих тенденций развития, и построение дорожной карты, чтобы обозначить образ будущего, и наметить цепочку шагов, чтобы это будущее наступило.


Теоретические выступления о принципах формирования будущего, сопровождаемые примерами инновационного развития библиотек и музеев, вызвали интересную дискуссию среди участников круглого стола. Так, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Александр Самойлович ДРИККЕР выразил опасения, что сам принцип формирования единой государственной политики на основе любого метода прогнозирования может (и скорее всего будет) нарушать демократические основы общества, поскольку всегда останутся люди, несогласные с разработанным видением будущего и не желающие жить в таком “придуманном” мире.

 

Со-модератор круглого стола Иван Иванович ЗАСУРСКИЙ, президент «Ассоциации интернет-издателей», заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ, перевел дискуссию от методологических вопросов техники “конструирования” будущего к выявлению наиболее острых проблемных моментов, изменение которых может повлиять на то, каким будет система сбора, хранения и предоставления информации в будущем.

Ключевое изменение, которое происходит с технологической точки зрения связано с изменением способов передачи информации, в связи с появление цифровых технологий. Во всех отраслях, связанных с сохранением и обменом информацией, очевидно, что мы переходим с печатной платформы на электронную. И это означает, что перед нами встаем целая система вызовов, некоторые из которых очевидны, другие – непонятны, третьи – зыбки и неустойчивы.

Сейчас мы представляем себе библиотеку как институт, который является “складом” с определенным количеством комнат, где люди могут уединиться со складируемой продукцией, и каким-то образом вступить с нею во взаимоотношения (медитация, изучение, применение, разглядывание, тайное фотографирование пока не смотрит никто… и т.п.) Но скорее всего, этот образ не будет соответствовать тому, что будет в будущем: ведь люди теперь по-другому живут, стараются меньше ездить, заменять путешествия электронной коммуникацией. Люди очень тяжело относятся к потере времени, которая связана с тем, чтобы заказать какой-то физический предмет, потом прийти его получить… Но при этом потребность в уединении с информацией продолжает расти, а потребность в получении информации становится все более и более актуальной, потому что в информационной экономике ничего более важного нет.

Библиотека изначально создавалась не как девелоперский проект (давайте создадим домик, который набьем книжками), а как просветительский проект (давайте сделаем так, чтобы люди, у которых нет возможности, или не могут каждый в отдельности обеспечить себе такую коллекцию, все-таки придумать способ, как им профинансировать доступ к знаниям). Вторая точка зрения подтверждается высказываниями многих авторов, которые в XX веке высказывались, что своим образованием они, во многом, обязаны библиотекам.
В связи с этим формулируется вызов: определить, как в будущем будет выглядеть система хранения и доступа к знаниям и обмена знаниями, которая могла бы дополнить, изменить или трансформировать существующую систему библиотек. Этот вызов предельно понятен, и неизвестных вводных очень мало. Вводные следующие: у людей появилось много мобильных устройств, которые позволяют дистанционно передавать данные. Совершенно очевидно, что знания намного быстрее работают в электронном виде, а определенные авторские или художественные произведения в электронном виде совершенно не работают, они теряют смысл и разрушается их природа.

Какие еще очевидные вызовы?  — Модель библиотеки не оттранслирована в мир цифры. Ведь библиотека может сделать несколько операций, которые нельзя пока сделать в цифровых технологиях, такие как взять книгу напрокат, или передать взятую книгу другому. Есть некоторые вещи, которые в цифре легче организовать, например право выкупа книг, взятых напрокат, но все они требуют как правовой, так и технологической проработки.

Наша конечная цель состоит не в том, чтобы дать работу институту библиотек и увидеть, как он транслирует себя в будущее. А в том, чтобы понять, каким образом в обществе может быть организован доступ к информации и культурным ценностям, и какую роль в этом доступе могут сыграть библиотеки.
Ммы удивим масштаб в библиотечной работе только в том случае, если мы на время перестанем быть библиотекоцентричными, увидим большие потребности. Именно это позволит увидеть как библиотека в качестве агента может включиться в удовлетворение информационных потребностей пользователей.

Для меня лично не так важна методология форсайта, но гораздо важнее, те прикладные понятные вещи, которые в моем понимании процентов на 90 определяют все предметное поле, не оставляя на самом деле практически никакой свободы выбора в отношении того, что и как надо делать, а оставляя только политическую волю, понимание, и экспертного консенсума по вопросу. И я очень хотел бы, чтобы журнал “Библиотековедение”, или какие-то еще научные издания поддерживали дискуссию на эти вопросы. Ведь основная проблема современности состоит в том, что у добросовестных агентов инновации слишком мало информации, аналитики и экспертных мнений для того, чтобы осуществить тот синтез будущего, о котором мы собрались здесь поговорить. Ни один форсайт не даст результатов и все они будут дилетантскими, потому что экспертно-профессиональное поле остается непроработанным. И любой  методолог конечно скажет, что если Вы не привлекаете экспертов, это скорее “расстановки”. И наша беда, что мы пока не можем представить себе все механизмы, с помощью которых библиотека трансформируется в банк знания, который на электронных носителях осуществляет обмен информацией.

И напоследок – образ. Идеальная библиотека, это не здание, а как у Борхеса – “мир сходящихся троп”, “лабиринт”. Но у Борхеса не было представления о цифровых технологиях. В действительности все книги связаны. И каждая библиография повествует об этом. Каждая цитата нам говорит об этом. Я уверен, что в XXI веке все библиографические ссылки будут нажиматься, и открываться в отдельном окне, и все цитаты должны скроллиться. И каждый фрагмент текста мы должны знать до первоисточника, и иметь возможность получить и его. А все остальное – это каким образом мы переживаем нашу внутреннюю психодраму – проблему адаптации к реальности. А все остальное – это игра понятий: мы можем называть это библиотекой, банком знаний, научным архивом. На самом деле это просто технологическая революция, которая в конце концов доходит до сектора обмена информацией и знаниями, в котором она и зародилась.

Также перед собравшимися выступили:

Козловский Станислав Александрович, Исполнительный директор некоммерческого партнерства содействия распространению энциклопедических знаний «Викимедиа РУ»

Лисицкий Андрей Викторович,  руководитель проекта «Школа библиотечного лидерства»  Некоммерческого Фонда «Пушкинская Библиотека», доцент кафедры культурологии МПГУ, кандидат культурологии

Смагин Иван Сергеевич, менеджер библиотеки бизнес-школы «Сколково»

Осовский Максим Ефимович, преподаватель РАНХиГС и Британской высшей школы дизайна

Харитонов Владимир Владимирович, Исполнительный директор «Ассоциации интернет-издателей»

Чехович Юрий Викторович, Исполнительный директор ЗАО «Анти-плагиат», Кандидат физико-математических наук

Шибаева Екатерина Александровна, директор управления проектов и программ Центра библиотечных инновационных технологий РГБ, которая представила пример английского библиотечного форсайта (см. презентацию).

Трансляцию круглого стола онлайн посмотрело 170 человек во время проведения заседания. В настоящее время ее можно посмотреть по благодаря Ассоциации электронных библиотек:

2 Comments

  1. Уведомление: Круглы&#108...
  2. О, спасибо! У вас, как всегда очень интересно. Золотой материал, так скрупулёзно всё подобрано и снабжено чёткими анонсами! Придаёт ускорение процессам мышления и заставляет действовать 🙂

Комментарии запрещены.