Блог как инструмент управления знаниями

Рассуждая о продвижении товаров и услуг в социальных медиа, не могу не согласиться, что блогу и блогосфере уделяется в этом процессе значительное место. Блог – удачный инструмент для организации, который помогает рассказывать о своих услугах и стать ближе к потребителю, войти с ним в тесную взаимосвязь и привлечь его к совершенствованию качества предоставляемых услуг.

Изучая возможности управления знаниями в библиотечном деле, именно социальные медиа дали мне возможность понять, насколько важно в современной реальности для библиотеки вовлекать пользователя в производство непосредственных библиотечных услуг, в совершенствование библиотечного продукта, в увеличение знания, принадлежащего библиотеке. И для многих информационно-библиотечных организаций, активно развивающих свою клиент-ориентированность, наличие активного блога в сети Интернет является своего рода лакмусовой бумажкой, позволяющей внедрять два-нольные технологии и проверять правильность выбранного вектора.

Но интернет также представляет множество других возможностей для людей, работающих в библиотеке. И частный блог библиотекаря чаще всего направлен не столько на информирование жителей сети о своих достижениях, сколько является попыткой формализовать возникающие мысли, чтобы затем они преобразовались в новые идеи или проекты.

Великий русский культуролог Юрий Михайлович Лотман, раскрывший для современной культуры понимание коммуникации, показал особую ценность зафиксированного в тексте послания для создания новой информации и знания.

Когда автор формулирует свои мысли в письменном тексте, он, как и в любом процессе коммуникации, «кодирует» сообщение в форме языкового сообщения. Но воспринимаем мы не просто слова, но все, что к ним привязано в культурном, временном и пространственном контексте. Поэтому, воспринимая (прочитывая) свой собственный текст через некоторый промежуток времени, автор декодирует его, привнося в него новый смысл, что позволяет рождать новую информацию, идею, новое знание.

Этот процесс, называемый Лотманом автокоммуникацией, для меня и является основной личной задачей в ведении блога на библиотечную тематику.

Наличие комментариев, обсуждаемость, посещаемость сайта в таком целеполагании меняет свое значение, многие записи, которые автор еще не готов пустить в обсуждение, остаются подзамочными и служат для развития только написавшего их автора.
Такое поведение вполне оправдано, когда речь идет о нежелании делиться пока непроработанной идеей, авторство которой необходимо закрепить за собой. Но чаще всего – это боязнь встретиться с осуждением, непониманием, тяжелыми дискуссиями. Но и здесь блоггера может обнадежить Ю.Лотман, говоря, что «полезным свойством оказывается не легкость, а трудность восприятия, поскольку именно она связывается с наличием в сообщении «чужой» позиции» [Лотман Ю.М. Динамическая модель семиотической системы. // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т.1. Таллинн, 1992. – С.101.].

Чем больше мы встречаем непонимания и сложности в общении, тем больше шансов открыть для себя в этой дискуссии новое, продуктивное знание, которое было недоступно при самостоятельном рассуждении, потому что оно приходит к нам от носителя другой культуры, другого опыта, другого мировоззрения. Вы наверняка замечали, что даже в дискуссиях с жесткими троллями достаточно часто рождаются более отточенные формулировки, открываются новые аспекты обсуждаемого, в споре рождается истина.

***

После такого введения будут понятны мои ответы на поставленные вопросы:

• Насколько изменились цели и задачи, которые Вы ставили перед собой перед стартом проекта (целевая аудитория, обсуждаемая тематика, формы подачи материала и пр.) по отношению к тому, что фактически получилось и развивается?

Практически не поменялась, но с появлением некоторого пула постоянных читателей, я естественно стала задумываться о том, что было бы интересно увидеть тем, кто заглядывает на мою страницу. Разделение аудиторий было одной из важнейших причин, почему я стала вести несколько аккаунтов – моим университетским друзьям не интересны мои рассуждения о библиотечных проектах, как и библиотекарям вряд ли будут нужны новости из моей личной жизни.

• Чей опыт был для вас примером, когда вы создавали свой блог, какой пример считаете наиболее успешным сегодня?

В ЖЖ меня привела подруга – мне хотелось быть в курсе событий ее жизни. Надо было искать новых друзей, и я напала на активных екатеринбургских библиотекарей: Библиотечная Кошка и Мышь библиотечная. Кошка собирала ссылки на интересные штучки, связанные с библиотечным делом, и мне это понравилось. Так родилось название моего блога. А Мышь много писала о библиотечной деятельности, и это вдохновило меня, уже тогда задумавшейся о необходимости библиотековедческого осмысления происходящих изменений. Позже примером для меня стала Библиотекарша.

Этих блоггеров я и сейчас считаю успешными, хотя если говорить об успешных проектах, то к ним скорее относятся блоги библиотек. В моем Google Reader примерно 50 библиотечных блогов на русском языке и 20 на английском, и мне кажется, что я все равно не всех интересных и успешных авторов успеваю увидеть…

• Как формируете контент? Как часто предлагаете новый материал (какую периодичность обновлений считаете наиболее оптимальной, чтобы не терять интерес аудитории и не быть навязчивыми)?

Наиболее «клиенториентированный» контент в моем блоге представлял собой репортаж с прошлогодней Крымской конференции. Я поставила себе целью попытаться как можно больше новых идей зафиксировать. Поскольку писать ручкой мы уже разучились, я «конспектировала» во время выступлений в твиттере, а по вечерам собирала из микросообщений небольшие обзоры, сопровождаемые фоторепортажами (чтобы не забыть, кто как выглядит). Такая форма заметок оказалась чрезвычайно востребованной читателями блога, но она же является и самой ресурсоемкой, в первую очередь с точки зрения личностного ресурса, жесткой ограниченности во времени и необходимостью быть включенным в рабочее состояние до 20 часов в сутки. Поэтому строить на этом формате всю концепцию блога мне кажется нереальным, но я всегда признательна всем тем библиотекарям, которые ведут трансляции с конференций, позволяя нам следить за трендами библиотечных обсуждений.

• Как продвигаете свой блог? Какие материалы наиболее востребованы, какая тема имела наибольшее количество обсуждений?

В настоящее время большинство обсуждений переходит в Facebook. Даже если дается ссылка на публикацию в блоге, где можно авторизоваться с помощью аккаунта социальных сетей, читатели предпочитают комментировать в социальной сети. На мой взгляд самые интересные дискуссии возникали в группе «Неконференция библиотечных блоггеров».

• Каким образом вы оцениваете эффективность публикаций в блоге?

Если по итогам публикации родилась публикация в бумажном журнале, или был реализован проект, ну или просто случилось маленькое «личное» открытие – публикации были эффективными.

• Что мешает, на ваш взгляд, развивать проект более успешно?

Как и для любой успешной деятельности работа по ведению блога должна быть постоянной и размеренной.

• Каков бюджет проекта?

Библиотечные штучки не являются проектом для личного позиционирования, поэтому затраты на его поддержания я включаю в стоимость других проектов (например, фотоблога).

• Сколько времени уделяете поддержанию блога ежедневно?

Это зависит от вдохновения.

• Какое значение вы придаете социальным медиа в развитии библиотек и книжного дела сейчас и в перспективе?

Социальные медиа – это хороший инструмент, позволяющий библиотекам и книготорговцам «дотянуться» до своего пользователя через Интернет, примелькаться ему, стать авторитетным экспертом и пр. Но еще важнее перенести эту методологию в оффлайн и искать различные способы стать ближе и доступнее обычному человеку, быть важной опорой в реальной жизни, и обращаться к потенциальным пользователям библиотек через все возможные источники коммуникации: компьютер, телефон, телевизор, радио, социальная инфраструктура… Но это уже тема для другого обсуждения.

 

 

(Рассуждения подготовлены в рамках ответов на вопросы журнала «Университетская книга«)

Related posts

One thought on “Блог как инструмент управления знаниями

  1. I.N.

    Очень интересно!

Comments are closed.